«Если в кране нет воды, значит, жива еще русская интеллигенция».
Десять лет назад я оказался в Бельгии на сионистской конференции. С сионизмом на тот момент меня связывало только желание поехать в Бельгию. У меня в Бельгии живут родственники, которых я никогда не видел.
Тут мне нужно немного отступить и рассказать, каким образом у меня родственники оказались в Бельгии.
Мой дедушка был коммунист, он перебежал из Польши в Россию, «оставив за спиной иудаизм», это случилось после революции 1917 года. Он хотел жить в Советской России, чтобы помогать строить коммунизм. У дедушки в 1924 году родился мой отец, которому дали имя Марклен (Маркс-Ленин), а у папы с мамой в 1975 году родился я — в простой московской семье. К моменту моего рождения о еврействе напоминали, наверное, только антисемиты и записи в документах, а о коммунизме — папино имя в паспорте, друзья называли отца (благословенна его память) Марк.
Мои бельгийские родственники, с которыми мне предстояло встретиться, родились там у своих родителей, переехавших в Бельгию из Польши после Холокоста и Гомулки, и их с еврейством на тот момент тоже ничего не связывало.
Наша встреча была очень теплой. Общались на английском. У нас были разные судьбы: я вырос в СССР, они — в Бельгии, но объединял нас общий прадедушка, и принадлежали мы к этому блуждающему по всему миру и гонимому отовсюду народу — евреям.
О чем мы могли говорить? Что, вы думаете, могло быть общего между далекими от еврейской традиции евреями, которые выросли в разных странах?
Я смущался, как на первом свидании, мы переходили с темы на тему и вскоре нашли общие интересы. Нет, это была не недельная глава Торы, не даже антисемитизм, это были фильмы Вуди Аллена и книги Филиппа Рота, оба, на мой взгляд, довольно замороченные авторы, которые используют свои еврейские комплексы как источник вдохновения.
Мне это показалось интересным, что еврейские судьбы, которые разошлись три поколения назад, объединяли не общая религия, язык или культура, а общие еврейские комплексы. Так как я, помимо иудаизма, занимаюсь практической психологией и тоже зарабатываю на чужих комплексах и мучаюсь со своими, годы спустя мне стало интересно: откуда эти комплексы взялись и так хорошо сохранились, что русские и бельгийские евреи переживают творения американских авторов-евреев лучше, чем людей, с которыми они выросли на одной улице. Своими мыслями на эту тему я и хочу поделиться.
Сначала давайте определим, что такое еврейские комплексы и комплексы вообще.
Определение будет совсем не научным. Вы с ним можете и не согласиться, я и сам, может, с ним не всегда согласен — это просто рабочая версия. Комплекс — это когда ваши эмоции противоречат желаниям. Например, вам должны деньги, и вы хотите об этом напомнить, но вам неудобно. Если вы сознательно решаете не напоминать человеку о долге, так как знаете, что у него нет денег, это не комплекс, а если знаете, что деньги есть, он просто забыл или зажал, то это уже комплекс.
Самое противное в комплексах — необъяснимость внутреннего страха. Некоторые люди себя ненавидят из-за глупого страха, некоторые придумывают оправдание страхам и строят целые теории. Интеллигенты называют эти страхи моральными принципами: боишься противоположного пола — застенчивый, вообще всех боишься — щепетильный, не знаешь, куда себя деть, — ищущий человек и т. д. Не поймите меня неправильно, все эти замечательные, благородные качества, безусловно, встречаются в людях и в чистом виде. Мне повезло встретить много достойных, по-настоящему порядочных людей. Но эта статья не о них.
Еврейские комплексы — когда все вокруг вас развратничают, хапают, ну и вам, наверное, тоже немножко хочется, но что-то не дает. Студентом я работал в предвыборном штабе одного из кандидатов в президенты. Мы отправляли листовки с проводниками поездов дальнего следования в разные города и проводникам платили наличными. Один раз мой напарник договорился с проводником за очень небольшую цену. И у нас осталось 10 рублей, которые он предложил поделить. Сказать, что воровать нехорошо, я не мог: комплексы (что я лучше других?) Мои законно прикарманенные 5 рублей оказались в синагогальной копилке, я чувствовал себя полным дураком.
Другой пример из личной жизни: в студенческие годы мои друзья по институту повадились ходить на дискотеку в малярное ПТУ, девушек из малярного ПТУ можно было легко очаровать. Я считал, что там дискотека ниже моего достоинства, да и морочить приезжим девушкам голову тоже нехорошо; и гордо не ходил, хотя глубоко в душе тоже мечтал о малярше.
Со стороны я, конечно, смотрелся как интеллигентный еврейский парень: не ворует, уважает девичью честь. Но мне-то от этого что: у одного 5 рублей, другие при маляршах. А если совсем честно, то я даже не знаю, почему нельзя, мне страшно взять чужие деньги или начинать заведомо никуда не идущие отношения, это просто внутренний страх, не порядочность и не принципиальность.
Герои Вуди Аллена и Рота стараются преодолеть в себе эти внутренние страхи, наверное, в первую очередь потому, что они мешают беззаботно жить. Я живу в Америке почти десять лет, но так и не выяснил, есть ли тут «малярное ПТУ», но наверняка что-то похожее точно есть. Кроме того, что они мешают жить, каждый раз герои книг и фильмов преодолевают эти внутренние страхи и поступают аморально и ощущают победу не понятно, над чем.
С 21 до 23 лет, до моих контактов с еврейской духовной традицией, я тоже «работал над собой», сознательно стараясь стать хуже и освободиться от проклятых комплексов, относиться к жизни проще.
Теперь давайте вернемся к моей поездке в Бельгию. Почему у евреев в разных концах мира есть общие страхи, чувство вины и т.д.? Я слышал о психологическом эксперименте: обезьян посадили в клетку с палкой наверху, и если обезьяна за палку дернет, то на клетку выливалась холодная вода. Обезьяны закономерность осознали и палку не трогали. Потом в клетку подсадили новую обезьяну. Когда она пыталась до палки дотронуться, ее колотили, обучая палку не трогать. Со временем всех обезьян заменили, но страх трогать палку передался по наследству. Сидят обезьяны, палку не трогают, почему — не знают.
На мой взгляд, что-то похожее случилось и с европейским еврейством. Примерно 150 лет назад наши предки были богобоязненными и жили по законам Торы. В этом воспитании все было и остается стройной системой, запреты и повеления с точными границами, правилами и исключениями из правил. Мир с причинами для эмоций и средствами для воспитания эмоций в себе на основе устной и письменной традиций. Европейские евреи, которые отошли от традиции, и для них иудаизм в лучшем случае превратился в легенду, все равно на подсознательном уровне от родителей переняли страх сделать что-то не так. У них осталась эмоциональная Тора. Поедая свинину и забыв о соблюдении Субботы, моральные устои каким-то волшебным образом передались третьему поколению, правда, без понимания причин. Родителям удалось добиться от детей морального поведения, но по незнанию не удалось передать правила и законы этого поведения. Все перенеслось без необходимой духовной и информационной составляющей. Интересно, что в традиционных иешивах первые законы, которые изучают детки, это правила, как поступить, если человек нашел потерянный предмет, когда его можно оставить, когда надо потратить силы и время на поиски хозяина пропажи (подробнее о еврейском образовании можно узнать здесь http://rav.ru/new/ravs/kushn.html).
С возрастом в светских семьях за неимением стройной системы еврейских ценностей «завоспитанность» превращалась в эмоциональную обузу — комплексы.
Давайте теперь заглянем в будущие: какие у еврейских комплексов перспективы?
Есть два пути, по которым они, на мой взгляд, могут «развиваться», точнее, исчезнуть с лица земли. Чем дальше мы удаляемся от соблюдающего еврейскую традицию поколения, тем слабее все эти комплексы будут становиться, и со временем они просто исчезнут. Уже сегодня выражение, «молодой человек/девушка из еврейской семьи» скорее означает материальное, нежели моральное состояние личности. Америка в этом смысле идет впереди нас: эмоционально американские евреи намного более ассимилированы, чем русские. Российскому еврейству нужно было как-то объяснять духовную неразбериху, что делало нас ищущими, интеллигентными людьми. Но духовная неразбериха и поиск почти в прошлом — и мы догоняем Америку.
Другой путь, по которому еврейские комплексы могут остаться в прошлом, это возвращение к еврейской традиции. Тогда все, в некотором роде, становится на свои места, понятно, откуда все пришло и ради чего за это держаться.
Александр Зайончковский
или по крайней мере многое. идею \»преодоления комплексов\» можно увязать и с идеей способности сделать решительный, возможно болезненный выбор— вполне еврейской идеей, красной (ну или бело-голубой) нитью проходящей через Тору.
к тому же, мне не кажется что только у \»еврейских\» авторов есть закомплексованные герои, равно как и идея что \»жить по \»комплексам\» значит жить праведно— она есть у любой или почти любой религиозной, а также иной— например, этнической— группы. я тоже в детском саду боялся девочек за руку брать— но не уверен, было ли это именно еврейским \»комплексом\»,
или чисто особенностью моей личности, так как и тогда, и намного позже видывал огромное количество евреев, которым лицо противоположного пола не то что за руку взять, а гораздо дальше пойти, даже вне \»семейных отношений\»— раз плюнуть. я также не согласен с утверждением что американские евреи ничего не \»ищут\»— иначе откуда и Вуди Аллен, и Аллен Гинзберг, и Боб Дилан, и многие другие еврейские литераторы, поэты, музыканты, актёры и т.д., кого врядли отнесёшь к комформистам?
да и не единственный народ евреи, с кем история обходилась как с описанными автором подопытными обезьянами..
и не всем евреям, увы, эти воспитанные экспериментом \»комплексы\» передались— взять хотябы Берни Мэдоффа, или тех в религиозной среде, в частности раввинской— то есть людей облечённых уважением, авторитетом, статусом в общине, кто на поверку то и дело оказывается кто вором, кто извращенцем..увы, не так уж и редко \»возвращение к корням\», или изначальное житие в соответствии с ними, приводит к появлению у человека менталитета совершенно обратного \»правильной закомплексованности\», описываемой автором: иной человек, сделав \»тшуву\» или выросши в \»кошерной среде\», считает себя не ограниченным,
а совсем наоборот, имеющим право поступать как ему вздумается: \»всё равно же Б-г на моей стороне, так чего заморачиваться\»? кстати, в ешивах стоило бы, вместо законов о находке, начинать обучение детей с правил катания на общественных автобусах— а то испытываешь действительно сильнейший стыд, когда видишь еврейскую детвору шныряющей в задние двери, не платя за проезд.
наконец, меня несколько удивило что статья как бы посвящена только европейскому еврейству. надо ли это так понимать, что и призыв возвращения к описанной \»позитивной закомплексованности\» относится только к ашкеназам?:)
Не со всеми деталями согласен, но статья очень интересная.