Внешне в столице все спокойно. Еврейская община Эквадора первый раз публично отпраздновала «опшерниш» (первой стрижки) трехлетнего Шолома, сына посланника ХАБАДа раввина Томера Ротема.
Сотни членов еврейской общины Кито, местные высокопоставленные чиновники, политики и бизнесмены, представители посольств разных стран пришли, по приглашению раввина Ротема, в один из фешенебельных залов столицы, чтобы принять участие в праздничной церемонии.
Для страны, где до сих пор евреев захватывают в заложники, это не так уж плохо.
Столица Эквадора, где живут большинство евреев страны, расположена на высоте 2800 метров над уровнем моря в окружении заснеженных вершин вулканов. В Кито необыкновенный воздух, вершины высоких Анд прячутся в облаках, взгляд упирается в заснеженные горы.
Эквадор «начался» в 1530-х годах после прихода сюда испанцев. Среди испанских колонистов, поселившихся в Эквадоре в XVI-XVIII веках, были новые христиане — мараны (их фамилии в числе основателей колонии), но ко второй половине XIX века они все растворились среди местного креольского населения. Ряд эквадорских фамилий свидетельствует о еврейском происхождении их носителей. В XIX — начале ХХ века евреи в Эквадор практически не эмигрировали. В 1904 году в стране проживали только четыре еврейских семьи, а в 1917 году — 14 евреев. Иммиграция евреев в Эквадор увеличилась после того как в 1924 г. конгресс США принял так называемый Закон Джонсона, резко сокративший иммиграционные квоты для выходцев из стран Восточной Европы.
Иммиграция возросла после прихода к власти в Германии Гитлера. В 1933 — 47 годах около 2700 евреев приехали сюда из Европы. Благожелательное отношение правительства Эквадора к евреям, особенно по сравнению с отношением многих стран Европы и Америки, всячески затруднявших въезд евреев, послужило причиной создания в Эквадоре еврейского поселения…
Евреи-иммигранты сыграли большую роль в развитии мебельной промышленности, создании магазинов розничной торговли и развитии туризма. Успешная экономическая деятельность евреев вызвала резкое недовольство выходцев из Сирии и Кубы, которым принадлежало большинство гостиниц и магазинов. Бизнес евреев в этой области оказался более конкурентоспособным, чем у арабов и кубинцев. Кроме того, еврейские предприниматели наладили выпуск мебели с элементами стали и чугуна, имевшую успех на местном рынке. Представители сирийских арабов и кубинцев оказали давление на власти страны, и в 1938 году парламент утвердил закон, согласно которому, евреи-иммигранты, не занятые в промышленности или сельском хозяйстве, должны были покинуть страну. Евреям разрешался въезд в Эквадор лишь при условии, что они обладают суммой не менее 400 долларов, которую они должны были инвестировать в развитие промышленности или сельского хозяйства. Протесты еврейской общины привели к тому, что этот закон был отменен.
В 1939 году, после того как ряд южноамериканских стран отказался предоставить убежище 165 евреям-беженцам из Германии, прибывшим на корабле «Koenig stein», Эквадор их принял.
В 1945 году в Эквадоре жили примерно 3 тысячи евреев, из которых 85 % составляли беженцы из Европы. Часть евреев в конце 1940-х годов уехали из Эквадора в другие страны, в основном в США.
В 1950 году еврейское население Эквадора составляло около 4 тыс. человек, большинство из них проживали в Кито, несколько сотен в Гуаякиле, а также в Амбато, Риобамбе, Куэнка.
За это время евреи создали систему общинных, религиозных, учебных и общественных организаций. Была основана Ассоциация еврейской благотворительности (современное название Еврейская ассоциация), основная еврейская организация страны. Были основаны «Хевра каддиша», организации «Бней-Брит» и «Маккаби», а также Еврейский кооперативный банк. Община издавала бюллетень на немецком и испанском языках «Информасьонес».
Еврейская община в Кито имеет общинный дом, синагогу, где службы проводятся по субботам и праздникам, дом престарелых. Еврейской школы нет, но есть Colegio Experimental Alberto Einstein, основанный в 1973 году — учебное заведение для еврейских и нееврейских детей, начиная с 3 лет и до 12-го класса средней школы.
В колледже изучается, кроме общеобразовательных предметов, иврит и другие предметы, связанные с иудаизмом, имеется собственная синагога, в которой проводят шаббат и отмечают праздники.
Большинство евреев Эквадора принадлежат к среднему классу. Среди них много журналистов, учителей, врачей, адвокатов. Евреи сыграли основную роль в развитии промышленности Эквадора. Например, создателями фармацевтической промышленности были К. А. Оттоленги и А. Д. Кануа. Известный врач П. Энгель был одним из основателей общества эндокринологов Эквадора.
Во второй половине 1970-х — первой половине 1980-х годов усилилась антисемитская пропаганда, которую вели в Эквадоре арабы, а также представители ультралевых кругов, с одной стороны, и профашистские элементы — с другой. С осуждением Израиля и сионизма, которое носило откровенно антисемитский характер, выступала местная пресса. В начале 1980-х годов в столице Эквадора проходили демонстрации с антиеврейскими и антиизраильскими лозунгами; в октябре 1982 году рядом со зданием Еврейской ассоциации была взорвана бомба. Представители властей Эквадора выступили с решительным осуждением антисемитской кампании и заверили еврейскую общину в том, что будут приняты все необходимые меры для гарантии безопасности еврейского населения Эквадора.
Со второй половины 1980-х годов количество антиеврейских инцидентов резко сократилось. Между Эквадором и Израилем традиционно существуют дружественные отношения. Израиль оказывает Эквадору техническую помощь в сельском хозяйстве и мелиорации.
При голосовании в ООН 29 ноября 1947 года Эквадор поддержал решение о разделе Палестины на два государства, а в ноябре 1975 года в Первом комитете ООН голосовал против резолюции, приравнивавшей сионизм к расизму. Репатриация в Израиль из Эквадора составила, с 1948-го года по 2005-й, 147 человек.
Сейчас в Эквадоре проживают менее тысячи евреев.