Надеюсь, читатели знают, кто мы на языке «передовых» систем? «Гробы поваленные», погрязшие в мелочных ритуалах, заместо могутного душевного порыва! Вот и затронем один из главных «ритуалов» — строительство Храма.
«И сделают мне Святилище, и буду обитать среди них». Этот и следующий пасуки — из самых «комментируемых» в Торе! Бааль атурим находит здесь намёк на время жизни Первого и Второго Храмов. Вы, конечно, помните, что ивритские буквы имеют числовое значение? Слово «вешаханти» (Я буду обитать) можно разделить на «вешахан» (и обитал) и буквы «тав-иуд», число которых 410. Это — годы, которые простоял Первый Храм! Можно перетасовать буквы в слове (мудрецы часто пользуются этим приёмом, он известен ещё с Синая). Получим «шени тав-хаф», «второй 420». Точное время работы Второго Храма до его разрушения римлянами!
Говорит древний Мидраш Шмот раба, что Моше воскликнул в изумлении (словами пророка Малахи): «Небеса и выси небес не могут вместить Тебя», чем же поможет деревянный и каменный дом? Ответил Всевышний: «Это не так, как ты думаешь. Построй шатёр из 20 балок на севере и юге, 8 — на западе, и Я спущусь и ограничу Себя между ними». 6-й Любавичский Ребе Раяц уточняет: Шехина помещалась даже не во всём Храме, но между крыльями крувов над крышкой Ковчега Завета. В пространстве 2,5 локтя на 1,5 локтя! Тора «путает» в описании Святилища: размеры Ковчега в плане Святая Святых не учтены. Иначе говоря, «здесь сверхъестественным образом совмещалось пространство с отсутствием пространства, ибо присутствовал Всевышний, для которого невозможна невозможность».
Согласно Шла, святому рабби Ишая Гуровицу, потомки Адама должны были, строя Храм, искупать грех прародителя. Нарушилось совершенство Мироздания, и нужна стала «модель мира» в миниатюре. Это — Храм! Сегодня, пока он не восстановлен, всё искажено. Слабее Высшая защита, которая поддерживалась порядком храмовой службы. Дальше материя и дух…
В Торе есть важнейший принцип: лекарство должно быть подобно болезни. Адам согрешил, положившись на свой могучий интеллект. Забыл в расчетах про элементарный приказ Творца: «не ешь от него!». Теперь нам придётся делать вещи парадоксальные, сложные для нашего ума. В конечном итоге, просто исполняя непостижимую Волю Вседержителя.
Рав Гирш детально описывает соответствие элементов Храма частям универсума и человека. Ведь сам человек, как и Храм, «связь миров» и «модель мира». Базисное понятие греческой и европейской философии: «микрокосм» — есть просто перевод с иврита слов: «адам — олам акатан» («человек — малый мир», в смысле подобия большому). Например, медь, серебро и золото соответствуют различным степеням «облагороженности» инстинктивной природы человека и космоса. Лён — растительный, вегетативный аспект жизни, шерсть — животный и т. д.
А автор «Шифтей коэн» сопоставляет детали Храма не с принципами, но с органами человеческого тела. Ведь сказано в пасуке: сделайте Мне святилище и поселюсь в вас! Во внутреннем храме каждого человека, который должен быть освящён жизнью по Моим законам. В телесном устройстве этого личного храма Ковчег соответствует сердцу, крувы на его покрытии — лёгким, балки — рёбрам, стол с «хлебами предложения» печени и т. д. Как видите, правы те, кто утверждают: «Б-г — в сердце». Только надо убрать из мантры ленивое «только»! И вспомнить, что сердце здесь не любое, но лишь то, вкруг которого выстроен храм. И что мы узнали об этом не лишь из пристрастного внутреннего опыта, но из точнейшей духовной науки, подаренной людям самым надёжным Учителем!
Мальбим разъясняет, как всегда, просто и глубоко: главное в Храме — соединить души всего Израиля. В таком единении они вступают в особую связь с миром — «Большим Храмом Всевышнего» и с чисто духовным Храмом в высших мирах. Когда Б-г свидетельствует о Моше, что «доверенный он во всём доме Моем», это говорится о тайнах Большого Храма. И именно это помогало нашему учителю постигать храм духовный, строить земной и читать скрижали в личных храмах людей.
Размеры статьи не позволяют даже упомянуть о многом. Например, что слово «мишкан» (шатёр) означает также «залог». Забранный «заимодавцем», когда мы не смогли выплатить долг своей достойной жизнью. Что три пасука из пророка Ишаягу и теилим (псалмов) содержат всю историю путешествий Храма. Что речь и об освящении синагог и иешив «во всех местах вашего обитания». И про еврейские семьи: «освящайте ваши дома, и они станут Моим приютом»…
Затрону момент, который мне представляется главным, первоначальным. Слово «микдаш», Святилище, связано с «кадош» — отделённостью Святого от всего Им сотворённого. А «мишкан» (приют, обиталище) — это про нахождение рядом (сосед — «шохен»). Поймите, что Я выше всех ваших идей, споров и комбинаций. Постигните: единственно мудро для живущего — буквально следовать по начертанным Мною путям. И тогда Я буду постоянно проявлять Себя в вашей жизни. Как видите, наши «притопы» и «прихлопы» не так уж поверхностны…