Мидьянский священник Итро, тесть Моше, приходит в стан евреев вместе с женой и сыновьями пророка. Под впечатлением рассказа Моше о чудесах Исхода и величии Б-га Итро признает истинность Торы. Видя, что Моше не справляется в одиночку с множеством судебных дел, исков и ходатайств, с которыми к нему приходят евреи, Итро предлагает зятю назначить помощников для рассмотрения мелких вопросов, а себе оставить самые важные и трудные дела. Моше следует этому совету. Сыны Израиля приходят к горе Синай. Б-г предлагает им принять Тору. Получив их согласие, Он велит Моше подготовить народ к этому величайшему в истории событию. На третий день под раскаты грома, вспышки молний и трубные звуки шофара Тв-рец обращается «голосом» с вершины дымящейся горы. Звучат Десять заповедей:
• Я — Б-г (заповедь веры в Тв-рца).
• Не будет у тебя других богов.
• Не упоминай всуе Имя Б-га.
• Помни и освящай субботу.
• Почитай отца и мать.
• Не убивай.
• Не прелюбодействуй.
• Не кради.
• Не лжесвидетельствуй.
• Не желай чужой собственности.
Евреи не выдерживают прямого контакта с Б-гом и после первых двух произнесенных Им речений просят Моше стать посредником — передавать им дальнейшие слова Тв-рца. Б-г требует от евреев хранить Ему верность и не увлекаться другими религиями и мировоззрениями.
«И вывел Моше народ из стана навстречу Б-гу, и встали они под горой» (19:17).
Более трех тысяч лет назад малоизвестный ближневосточный народ собрался вокруг невзрачной на вид, невысокой горы посреди безводной каменистой пустыни и пережил там событие, перевернувшее мир. В первый и пока единственный в истории раз Тв-рец вселенной открылся целому народу. Этим народом были евреи. Гора называлась Синай. У Синая Б-г даровал еврейскому народу Тору, мистическую карту Творения.
«…И встали они под горой»
В талмудическом трактате «Шаббат» мудрецы объясняют скрытое значение этого стиха. Евреи стояли не у подножия Синая, а в буквальном смысле «под горой». Б-г оторвал гору от земли, поднял ее над их головами, как гигантский камень, и сказал: «Если вы примете Тору — хорошо. Но если не примете — здесь будет ваша братская могила».
Странная аллегория. Неужели
Вс-вышний вынудил евреев принять Тору с помощью такой угрозы? Значит ли это, что Тора была нам навязана силой, без права выбора?
Но мы ведь знаем, что сыны Израиля единственные из всех народов заявили о готовности принять Тору, даже не видя ее. Когда Б-г предложил ее, они заявили: «Наасе ве-нишма», сделаем и услышим, т. е. они были готовы принять Тору, еще не зная, какие законы в ней содержатся. Почему же Б-г счел нужным угрожать им тотальным уничтожением?
День шестой
В описании процесса Сотворения мира в книге «Берешит» есть одна грамматическая аномалия. Перечисляя дни творения, Тора называет их по порядку: «день один», «день второй», «день третий». Только один из них — «день шестой» — написан с определенным артиклем: «йом ха-шиши», т. е. «тот самый шестой день». Что означает это выделение?
Артикль «ха» означает, что, завершая строительство физического мира, Вс-вышний выдвинул некое условие для его существования. Вселенная будет находиться в неустойчивом и незавершенном состоянии до тех пор, пока еврейский народ не примет Тору у Синая. Это событие произойдет в другой «шестой день», шестого числа месяца сиван, в который мы отмечаем праздник Шавуот, День дарования Торы.
Удивительное открытие. Оказывается, весь мир висел на волоске две с половиной тысячи лет, от момента сотворения человека и до принятия Торы. Другими словами, выживание человечества и всей вселенной целиком зависело от того, согласится ли еврейский народ присягнуть на верность Б-гу и Торе. Если бы он отказался, весь мир вернулся бы в состояние первичного хаоса.
Кто здесь главный?
Но как может выживание целой вселенной зависеть от решения группы людей? Могут ли объекты Творения определять дальнейшую судьбу Творения? Нет, конечно. «Твари» не могут диктовать условия бытия. Диктовать может только Тот, Кто сотворил их, создал бытие, Сам Тв-рец.
Б-г занес гору над евреями не для того, чтобы силой подтолкнуть их к верному решению, а чтобы показать: бытие не может зависеть от воли человека. Человек не властен над тем, что должно существовать. Бытие и его законы зависят только от воли Б-га.
Вот почему Тора была дана с элементом принуждения. Хотя сыны Израиля были готовы принять ее добровольно, Тора, воля Тв-рца, не могла зависеть от воли Его творений. Существование Б-га, как и существование Торы, — это аксиома. А значит, и принятие Торы — тоже безвариантная аксиома. Предложение, на которое нельзя ответить «нет».
«А весь народ видел звуки…» (20:15).
Одним зимним утром в маленьком польском местечке появился странный человек с маленьким саквояжем из черной кожи.
Бледный утренний свет едва скользил по серым фасадам убогих домишек. Стояла звенящая морозная тишина. Пришелец направился прямо к центральной площади. Он потер закоченевшие руки, раскрыл саквояж и проворно соединил три цилиндрические секции кларнета. Затем приложил инструмент к губам и заиграл медленно и протяжно.
Воздух наполнился щемящими, неотразимо прекрасными звуками. Эти звуки проникали сквозь щели, тормоша людей и прогоняя сон. В окнах стали появляться заспанные лица. Дети прижимались к стеклам, с любопытством рассматривая одинокого кларнетиста.
Он заиграл быстрее. Волшебная музыка как будто околдовала людей. Они стали выходить из домов, обступили музыканта и вдруг начали танцевать на хрустящем под ногами снегу. Мелодия манила, ласкала слух, от ее завораживающей красоты перехватывало горло, сердце купалось в волнах блаженства.
И тут среди танцующих появилась одна статичная фигура. Этот человек был глух от рождения, музыки не слышал и поэтому решил, что все местечко сошло с ума. Ну в самом деле, где это видано, чтобы нормальные люди топали и кривлялись на морозе в шесть часов утра? Явно чокнутые.
Если бы он заметил приезжего кларнетиста, то, возможно, понял бы, что люди танцуют под музыку, и что перед этой музыкой невозможно устоять.
Во время дарования Торы евреи «видели» звуки. Они пережили состояние кинестезии, когда меняется восприятие действительности органами чувств, когда человек видит звук и слышит зрелище.
В эти неповторимые минуты Б-г раскрыл собравшимся у горы Синай частицу Своего великолепия. Перед ними возникла редкостная картина: танцующие ангелы. Евреи поняли, что ангелы танцуют под сказочно прекрасную «музыку» Торы. Пытаясь услышать ее, они вытягивали шеи и напрягали слух.
По сравнению с ангелами евреи, еще недавно находившиеся в беспросветном рабстве, были «глухи». Но им очень хотелось услышать хотя бы один аккорд, увидеть хотя бы один отблеск божественной мелодии Торы.
Б-г раскрыл им глаза, чтобы они видели самозабвенно танцующих ангелов, чтобы, даже не зная самой мелодии, они хотя бы поняли, как она прекрасна, и захотели, даже не дотягивая до ангельского уровня, воспринять всеми своими чувствами, впитать в себя изысканно сладостную музыку Торы и ее неотступно манящий свет.
Цена избранности
«И будете вы Мне царством священников и народом святым — вот эти слова, которые ты скажешь сынам Израиля» (19:6).
«Эти слова — не меньше и не больше», — уточняет Раши.
Мы живем в эпоху всеобщей инфляции — везде и во всем. Лишь одна «вещь» сохраняет неизменную цену уже три тысячи лет. Эта вещь называется «быть евреем».
Присоединиться к еврейскому народу можно сегодня на тех же самых условиях, что и в эпоху Исхода: прозелит должен взвалить на себя бремя Торы и заповедей.
Каждый человек, независимо от национальной принадлежности, пола, цвета кожи и возраста, может стать евреем. Если только пожелает.
Между тем, наши враги неустанно обвиняют нас в высокомерии и расизме. А то как же? Ведь евреи называют себя «избранным народом». Раз ты считаешь себя не таким, как все, значит, расист. И иудаизм — расистская религия, поскольку она предназначена для одного народа.
Но, позвольте, какой же это расизм, если каждый может стать евреем?
Да, у евреев особая задача и особое место в схеме Творения. Они призваны быть «царством священников и народом святым». Но какая же привилегия без ответственности?
Раши сообщает нам, что высказанное Б-гом указание — сказать «эти слова… сынам Израиля» — содержит в себе скрытое предостережение: нельзя ничего добавлять к словам Вс-вышнего и нельзя ничего убавлять.
Казалось бы, все ясно. Но из пояснений мудрецов мы знаем, что Б-г велел Моше на горе Синай передавать законы Торы разным группам еврейского народа по-разному. Например, разбирая стих «Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля» (19:3), Раши пишет, что «молвить» надо мягко, нетребовательно, адресуя слова Торы еврейским женщинам, которые называются «домом Яакова», а «сказать» надо твердо и сурово, поскольку во втором случае Б-г обращается к «сынам Израиля», мужчинам.
Но как мог Моше, с одной стороны, не менять ни одного слова, а с другой стороны, варьировать свою речь, подстраиваясь под ту или иную группу слушателей?
Нет, Моше-рабейну ни под кого не подстраивался. Просто, когда он произнес обращение Тв-рца к еврейскому народу: «И будете вы Мне царством священников и народом святым», оно было воспринято по-разному. Некоторые люди услышали в нем обещание награды за высокую честь нести миссию «избранности» — эти слова ласкали их слух, как сладостная музыка. А для других те же слова прозвучали жестко и требовательно, предвещая трудную, хотя и почетную судьбу. Ведь быть «избранным народом» — это не только высокая честь, но и невероятно тяжелая ответственность.
Чем больше привилегия, тем дороже за нее приходится платить.