Квебек — самый древний канадский город. Конечно, в Северной Америке «древний» — термин весьма относительный: в сравнении со многими европейскими городами Квебек — младенец. Он был основан в 1608 году и в этом году с помпой справлял свое четырехсотлетие.
Мы проехали 150 миль из Монреаля по замечательной трассе с самыми вежливыми автомобилистами, которых мы когда-либо встречали: они пропускали нас вперед, никого не подрезали, останавливались перед пешеходами. За четыре недели нашего пребывания в Канаде мы не слышали ни одного автомобильного гудка! С другой стороны, вывески и знаки на фривеях для калифорнийцев весьма запутанные. Мы с женой из-за них постоянно спорили и неизбежно пропускали нужный нам выход или поворот. Ее безумно раздражал наш навигатор (GPS) — особенно глухой мужской голос, который объявлял: «Левый поворот через 400 метров» — после того как мы его уже проехали. Несколько раз мы заблудились, но потом я занялся навигатором, и все было более или менее в порядке.
Мы въехали в Квебек по главной улице — La Grande Allee, очарование которой не поддается словесному описанию. Множество кафе на тротуарах, сотни снующих туристов, красивые, ухоженные здания и повсюду цветы: свисающие с балконов и фонарей, растущие в горшках и в земле, ласкающие глаз искусной аранжировкой и любовной ухоженностью.
Гранд-Аллея ведет к Старому городу и цитадели, в которой размещается единственный в Канаде франкоговорящий полк. Украшение Старого города — река Св. Лаврентия, вдоль которой куча пешеходных улиц с небольшими магазинами, торгующими антиквариатом, сувенирами, картинами, и, конечно, с симпатичными маленькими ресторанчиками с разнообразным меню.
После замечательного завтрака мы безнадежно заблудились по пути к нашей гостинице, которая, как оказалось, находилась приблизительно в 15 милях от центра города. Несмотря на внушительное название «Executive Suites», гостиница наша разочаровала нас по всем параметрам.
На следующий день мы отправились на экскурсию к водопаду Монморанси — приблизительно в 6 милях от города. Водопад этот на 35 метров выше Ниагары, но это совсем не умаляет его красоты и мощи. Мы заметили, что внизу на влажной земле прутиками было выложено: «Genya-Russia». Очевидно, истинный патриот сумел добраться до самого низа, хорошо еще он не использовал другие слова, которые обычно пишут российские «патриоты» там, где все их могут увидеть.
На завтрак моя жена решила попробовать местный деликатес: бургер из бизона, но, откусив кусочек, потребовала, чтобы я с ней поменялся и отдал ей свой бургер из ягненка. Пришлось мне жевать до бесконечности жесткое мясо и сетовать на «жестокую жизнь туриста».
Позже мы исследовали этот красивый город. Мы прошли многие километры, и всюду нас не покидало ощущение, что мы в Европе или, по крайней мере, в Голливуде — среди прекрасно выполненных декораций старинных европейских улиц.
Мы взяли такси, чтобы вернуться в гостиницу. Шофер говорил по-французски с акцентом и вел длинный диалог по телефону на арабском языке. Когда мы спросили его, откуда он, то оказалось, что родился он в Канаде, а семья его из Марокко.
На следующее утро мы приехали в город на нашей взятой в рент машине, запарковали ее на набережной и поехали в круиз по реке Св. Лаврентия. Два тихих часа, время от времени нарушаемых комментариями нашего гида в костюме пирата, говорившего с таким акцентом на французском и на английском языках, что понять его было практически невозможно. После круиза и замечательного завтрака в ресторанчике Cochon Dinguе мы наслаждались спектаклем уличного театра с труппой молодых актеров, балерин, жонглеров, недостаток профессионализма которых с лихвой перекрывался энтузиазмом и артистичностью.
Потом нас ждал приятный сюрприз: мы умудрились добраться до нашей гостиницы, не заблудившись! А назавтра нас ждал еще один волшебный день в Квебеке.
Начался он в цитадели — крепости, окруженной солидными стенами и рвами, построенной в XVIII столетии, чтобы бороться с индейцами-ирокезами, затем британцами, и в заключение американцами. Ежедневный утренний парад в цитадели — зрелище, которое пропустить невозможно. Парад солдат в великолепных красных мундирах и высоких меховых шляпах, которые, как предполагается, являются копиями шляп старой гвардии Наполеона, но выглядят точно так же, как у стражей Букингемского дворца. А маршировали они, представьте себе, под музыку из бродвейского мюзикла — «California Here I Come».
Жена моя влюбилась в полкового талисмана — выхоленного, красиво постриженного козла с позолоченными рогами по имени Батисс. Ей разрешили его погладить, он позволял это, и жена была уже готова взять его с собой, но, сами понимаете, кто же расстанется с полковым талисманом?
Мы видели Долину Авраама — поле исторического сражения за Квебек между французами и британцами приблизительно 250 лет тому назад. Французы тогда навсегда потеряли Канаду, но битва была недолгой, продолжалась она приблизительно 10 минут, среди многих погибших были командующие генералы Вулф и Монклэр. Мы также посетили особняк нынешнего губернатора Квебека, она — представитель британского монарха в Канаде, эмигрантка из Гаити, вышедшая замуж за французского профессора.
Вернувшись в город, мы попали в квартал с роскошными особняками, потом пили кофе с печеньем в маленьком кафе, где нас обслуживал молодой официант, мечтающий переехать в США. После долгих поисков нам удалось найти, вероятно, единственный книжный магазин в Квебеке, в котором продавалось несколько книг на английском языке. Затем во время обеда в ресторане на Гранд-Алее, где мы пили пиво из огромных ваз, мы внимательно прослушали урок русского языка, который давала канадцу азиатская дама за соседним столиком.
В последний день мы решили еще раз проехать на машине по этому потрясающе красивому городу. Мы уже поняли, что наша гостиница была совсем не так далеко, рядом с ней построен огромный молл, посреди которого стоял маленький прелестный домик (видимо, хозяева наотрез отказались его продать строителям). Молл ничем не отличался от наших американских: там был и Уолл Март и Сиэрз, множество бутиков и ресторанов и все виды прочих знаков цивилизации, включая семь главных автомобильных дилершипов в радиусе одной мили.
Мы зашли в несколько музеев, отдохнули в парке и поехали обратно в гостиницу, где, включив CNN, обнаружили, что Маккейн выбрал Сару Пэлин своим кандидатом в вице-президенты. Жена моя справедливо возгордилась: она предсказала этот выбор месяц тому назад!
Завтра мы отправляемся в Оттаву!