Как реагируют люди на обиду? Многие молча хранят боль, перестают общаться, отдаляясь от обидчика до тех пор, пока он не принесет свои извинения…
Однако Всевышний не ждал, когда прячущийся в саду Адам первым сделает шаг навстречу и попросит прощения за совершенный грех. Всевышний обратился к нему с вопросом «Где ты?» для того, чтобы, как объясняет Раши, начать с ним диалог. Этот вечный вопрос обращен к каждому из нас. Более того, каждый может, уподобляясь Всевышнему, научиться преодолевать обиду, продолжать общение и в диалоге достичь примирения…
Три раза в году Тора предписывает еврею подниматься в Храм: в праздники Песах, Шавуот и Суккот. На святом языке «Я иду в Храм» звучит неверно, ибо в Храм, в Иерусалим и в Святую Землю Израиля можно лишь «подняться». Не случайно новых репатриантов называют на иврите «олим хадашим» — «вновь поднявшиеся». Соприкосновение со святостью связано прежде всего с духовным подъемом и приближением к Всевышнему.
«Если так, то почему нет заповеди прийти в Храм в Рош Хашана и в Йом Кипур, когда человек должен вернуться к Всевышнему? — спрашивает рав Гедалия Шор. — В эти дни нет заповеди идти в Храм, потому что в это время Всевышний идет к человеку!»
Период времени между Рош Хашана и Йом Кипур называется десятью днями Трепета. Маймонид пишет, что «хотя раскаяние… всегда хорошо, но в десятидневный период от Рош Хашана до Йом Кипур оно имеет особую силу… как сказано: «Ищите Всевышнего, когда можно Его найти, взывайте к Нему, когда Он близок» (Исайя, 55:6)».
Обычно кантор, произносящий молитву в синагоге, стоит во главе общины. Однако в трепетные дни Рош Хашана и Йом Кипур кантор сидит среди людей и, начиная молитву, поднимается и громко поет: «Хамелех!» — «Царь!» Эти слова вызывают трепет, потому что символизируют: Всевышний близок, Царь — рядом с нами!
«У каждого человека есть и заслуги, и грехи. Тот, чьи заслуги преобладают над грехами, — праведник. Тот, чьи грехи перевешивают, — грешник. Тот, чьи грехи и заслуги равны, считается «средним». … Так же, как взвешивают заслуги и грехи человека в час его смерти, так в Рош Хашана взвешиваются заслуги и грехи каждого. Тот, кто признан праведником, заслуживает жизнь. Признанный грешником заслуживает смерть (по мнению мудрецов, имеется в виду состояние души, ибо негодяи и при жизни считаются мертвыми, а души праведников живы и после смерти). Суд над тем, чьи заслуги и провинности равны, откладывается до Йом Кипур. Если в Судный день человек совершает раскаяние, ему даруется жизнь, если же он не раскаивается, то приговаривается к смерти», — пишет Маймонид в «Законах о раскаянии».
Если человек считался «средним» в Рош Хашана, а потом раскаялся, то очевидно, что он зачеркнул свои грехи и склонил чашу весов в пользу заслуг, заслужив жизнь. Но, если «средний» человек не совершил ни плохого и ни хорошего, он так и остается «средним». Почему же Маймонид пишет, что «если он не раскаивается, то приговаривается к смерти»?
Представьте себе, что кто-то находится с вами в натянутых отношениях. Проходя мимо, этот человек делает вид, что не замечает вас. Но что если вы первым подойдете и протянете ему руку, а он не заметит вашей руки? Возможно, вы расцените это как наглый и враждебный поступок.
Когда Всевышний приближается в десять дней Трепета к согрешившему, спрашивая его: «Где ты?», а тот продолжает прятаться, упрямо отказываясь выходить из своей «норы», то главный раввин Петербурга Ицхак Блейзер считает такое поведение наглостью, за которую и наказывается человек.
Поэтому во время десяти дней Трепета, когда Всевышний приближается к человеку, каждому из нас следует приложить все усилия, чтобы самому приблизиться к Всевышнему. Тем более в это время надо стремиться к прощению и примирению с друзьями и близкими.