Когда прилетаешь в столицу Сальвадора город Сан-Сальвадор, первое, что видишь — один из цепи вулканов Центральной Америки — вулкан Святой Анны. Такси везет нас через старые улочки колониальной части города, которые в свои «молодые годы» наверняка видели новых христиан — маранов. Кроме главного Святого столицы страны -Сальвадора, с женской стороны ему помогает святая Анна, по происхождению библейская еврейка.
— Это мой город, — говорит моя жена Аня, — здесь все названо моим именем: и площадь, и улица, и гостиница, в которой мы остановились, и собор, и целебный источник, и даже вулкан. А где ты видел что-нибудь в честь тебя?
— Ничего не видел.
— Вот и соображай!
Чем тут возразить? Женская логика неотразима.
В XVI — XVII веках, когда Сальвадор находился под властью Испании, в стране, по некоторым сведениям, жили мараны, часть которых тайно исповедовала иудаизм.
После обретения в 1821 году независимости (до 1841 г. Сальвадор был в составе федерации Соединенные провинции Центральной Америки) сюда переселилась из Франции группа сефардов, поселившихся в селе Цалцуалэ. В 1875 году в страну начали приезжать ашкеназы- сначала из Германии, главным образом из Познанского Великого княжества в Пруссии (нынешняя Польша), позднее — из Эльзаса и государств Восточной Европы.
В 1930 — 40-х гг. в Сальвадор прибыло значительное число еврейских беженцев из Германии, Польши и Румынии, однако после Второй мировой войны многие из них покинули страну. Во второй половине 1940-х гг. в Сальвадоре жили около двухсот евреев.
В 1930-х годах в Сальвадоре отмечался рост антисемитизма, вызванный в основном деятельностью тайных и явных сторонников фашизма, подпитываемых немецким посольством. После того как в декабре 1941 года правительство страны объявило войну Германии, Италии и Японии, антиеврейская пропаганда прекратилась. В 1943 году в Сальвадоре возникла сионистская группа (с 1945 г. — Сионистская организация Эль-Сальвадора), почти одновременно с ней — секция ВИЦО. В 1944 г. в столице страны, городе Сан-Сальвадор, была создана первая и единственная в Сальвадоре еврейская община, входящая в Федерацию еврейских общин Центральной Америки и Панамы, в 1945 г. открылось еврейское кладбище, в 1950 г. была построена синагога и школа при синагоге.
В 1950 — 70-х гг. почти все евреи Сальвадора, около 300 человек к началу 1960-х годов, принадлежали к высшим и средним слоям общества и проживали в столице. Некоторые занимали высокие государственные посты. Так О. де Сола был министром здравоохранения, К. Дрейфус- губернатором департамента Сан-Сальвадор. Хотя в стране не было еврейской школы, периодически организовывались курсы иврита и Библии, причем их посещали и католики. В целом евреи и христиане, в том числе арабы-христиане, в Сальвадоре поддерживали нормальные взаимоотношения. В 1980 г. в Сальвадоре жили 350 евреев. В годы Гражданской войны, 1980 — 1992, в стране численность общины значительно сократилась, экономическое положение евреев ухудшилось. В 1990 году в Сальвадоре проживали 100 евреев.
В 2000 г. еврейское население Сальвадора составляло 120 человек. В Сан-Сальвадоре в это время не было ни синагоги, ни раввина. По праздникам молитвы проводились в частном доме. Ныне в столице страны функционирует еврейский общинный центр и синагога, еврейский детский сад. Евреи этой страны — последователи реформизма и консервативного иудаизма. Действует юношеское движение «Наша молодежь», в которое входят около 30 детей и подростков в возрасте 8 — 18 лет. Посланцы из Израиля проводят с ними уроки иврита и иудаизма.
Американские еврейские организации уделяют внимание Сальвадору. Начиная с 2003 года, к этому делу подключили молодежь по программе
«AMERICAN JEWISH WORLD SERVICE». 27 еврейских подростков из городов Мексиканского залива были направлены в Сальвадор для двухнедельной работы на местных фермах. Мероприятие является частью программы социальной справедливости, созданной еврейской общественной организацией American Jewish World Service (AJWS), имеющей отделение в Нью-Йорке. «Это — первая программа для учащихся старших классов», — сказала представитель AJWS Ронни Стронгин. Подростки в возрасте от 15 до 17 лет готовились к предстоящей поездке в Cuidad Romero в лагере Tawonga, вблизи национального парка Йосемити.
Нина Кауфман, лидер программы, заявила, что цель поездки в Сальвадор — изучение социальных проблем, а также перспектив местной еврейской общины. Моделью для этой программы стала аналогичная, созданная организацией AJWS для 20 студентов UC Berkeley и Stanford, которые совершили поездку в Сальвадор в марте 2003 года. Обе группы отправились туда, чтобы работать в местных общинах и углубить свои знания по еврейской теологии.
Продолжение следует