ДВУЛИЧИЕ, или

Микробиолог Брюс Айвинс с узким кругом коллег-специалистов по сибирской язве (понимайте два эти слова как страшную эпидемическую болезнь, а не черту характера выходцев из этого российского региона) почти семь лет работали в секретной лаборатории на военной базе Форт-Детрик, консультируя следователей ФБР, и в то же время сами были под негласным следствием. Как стало известно, по ходу работ в лаборатории на базе Форт-Детрик ученых допрашивали, передопрашивали и пропускали через детектор лжи, их компьютеры изымали для проверки, а саму лабораторию обыскивали.

В подобных случаях это совсем не редкость, но когда тайное становится явным, общество получает двойное удовольствие от сенсационных разоблачений спецслужб и от малинки остросюжетных событий. Первое вошло лыком в строку последствий налета исламских террористов на Америку 11 сентября 2001 года, а второе поднесли на прошлой неделе, когда 62-летний Айвинс совершил самоубийство у себя дома в Мэриленде.

В 2001 году неизвестный и неуловимый мститель разослал почтовые конверты со спорами сибирской язвы в редакции газет и офисы конгресса, от чего погибли пять человек. ФБР долго считало главным подозреваемым бывшего коллегу Айвинса — Стивена Хэтфилла, но к концу 2006 года внимание следователей переключилось с Хэтфилла на Айвинса — специалиста по разработке вакцин против сибирской язвы, который некогда анализировал содержимое одного из посланных в 2001 году конвертов. От Хэтфилла отстали и даже выплатили ему 6 млн. долларов компенсации, а Айвинс стал главным подозреваемым и, не покончи он с собой, не миновать ему федеральных обвинений, грозивших смертной казнью.

Ночью 27 июля полиция прибыла в дом Айвинса на подмогу пожарным, которые появились раньше и нашли хозяина дома на полу ванной без сознания. Его отвезли в больницу, где Брюс Айвинс скончался через два дня. Вскрытие установило, что причиной смерти стала большая доза тайленола, смешанного с кодеином, что было квалифицировано, как самоубийство. Вышеупомянутой малинки сенсации в это дело добавили показания социального работника Джин Дьюли в окружном суде мэрилендского города Фредерик, где она добивалась охранной грамоты от возможных посягательств Айвинса. По словам Дьюли, Айвинс говорил ей о намерении уйти из жизни «с блеском», убив своих коллег. Она также рассказала, что план убийства сотрудников микробиолог подробно изложил на одном из занятий групповой психотерапии.

В свое время психиатрическая экспертиза диагностировала у Айвинса склонность к убийствам, в особенности к убийствам из мести. Его коллеги и друзья так не думали и считали его тихим семейным человеком, который играл на фортепиано в церкви и не имел ни мотивов, ни возможностей для создания спор сибирской язвы в целях мщения человечеству. Тем не менее, Айвинса взяли под надзор психиатров и отстранили от работы в армейском научно-исследовательском медицинском институте инфекционных заболеваний на базе Форт-Детрик. Как оказалось, для агентов ФБР, расследовавших одно из самых зловещих уголовных преступлений в Америке, он был серийным убийцей, чья одержимость сибирской язвой привела к трагедии.

Айвинс, признанный эксперт в области сибирской язвы, действительно жил на скромную зарплату государственного служащего и сначала ни в чем не подозревался, сотрудничая с расследованием преступлений, в которых его позже обвинили. Рассылки штаммов сибирской язвы в 2001 году привели к повышению затрат Пентагона на возможные вакцины для армии, и карьера Айвинса пошла в гору, так как он стал ключевой фигурой высокоприоритетной оборонной программы. За последние семь лет он написал 14 академических трудов о возможном лечении сибирской язвы и вакцинах.

Поиски автора писем со штаммами сибирской язвы, которые послужили причиной гибели пяти человек, парализовали американскую почтовую службу и потрясли администрацию президента Буша. Они заняли несколько лет из-за того, что следствие изначально пошло по неверному следу, что чуть было не привело к еще одной катастрофе. Когда в июле агенты ФБР наконец вышли на Айвинса, он купил пистолет и бронежилет и, согласно показаниям Джин Дьюли, хвастался, что «окажется в сиянии славы» и «собирается захватить с собой всех».

Сейчас федеральная прокуратура считает, что Брюс Айвинс рассылал споры сибирской язвы «в ошибочной попытке привлечь внимание и научно-исследовательские фонды к биологическим исследованиям в оборонных целях», которые, как он полагал, игнорировались. Выяснилось, что у Айвинса имелось несколько патентов на созданные путем генной инженерии вакцины против сибирской язвы, которые могли обогатить его в случае распространения инфекции.

Он покончил с собой через месяц после того как Стивен Хэтфилл получил 6 млн. долларов за то, что по ошибке, которая разрушила его карьеру, стал подозреваемым вместо Айвинса.

Неожиданный поворот в длительном расследовании шокировал многих коллег Айвинса, причем некоторые утверждают, что власти совершили еще одну ошибку и довели ученого до самоубийства. Когда в конце 2001 — начале 2002 года в СМИ появились сообщения о случаях заражения сибирской язвой в его лаборатории, Брюс Айвинс якобы предоставил недостоверные отчеты о случившемся и еще долго не вызывал подозрений. Тем не менее, он уже страдал и лечился от депрессии.

Освобождение Хэтфилла 27 июня привело к резкому ухудшению психического здоровья Айвинса. Он уже посещал сеансы групповой терапии, которые проводила вышеупомянутая Джин Дьюли. В суде она заявила, что считала профессора Айвинса «убийцей на почве мести.., который замышляет и пытается осуществить убийства, если чувствует пренебрежительное отношение к себе».

Хрен редьки не слаще. Один из друзей Айвинса обвинил ФБР в том, что бюро довело выдающегося ученого до самоубийства. Его брат Том заявил репортерам, что не удивился, узнав, что Брюс угрожал кому-то расправой. «Он считал себя богом», — сказал Том Айвинс.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора