«Если в законах Моих ходить будете и заповеди Мои соблюдать и исполнять их…» (Ваикра, 26:3). Раши спрашивает, зачем нужно два раз повторять почти одно и то же: «в законах Моих ходить будете» и «и заповеди Мои соблюдать»? И объясняет, что когда речь идёт об исполнении законов, то имеется в виду усилия по изучению Торы, а не соблюдение заповедей. Но такой ответ порождает массу других вопросов.
Почему законы, которые надо глубоко изучать, описаны, как «хок» — заповедь, смысл которой понять невозможно, поскольку он скрыт? И если под законами подразумевается изучение Торы, то как в этих законах «можно идти»? Важно отметить, что это, на первый взгляд, тривиальное место в Торе, создаёт целый взрыв комментариев. Например, Ор аХаим приводит 42 (!) разных варианта интерпретации этих слов. Как же получается, что в том месте, где Тора подчёркивает важность ее изучения, об этом говорится иносказательно, предотвращая возможность простого и чёткого указания?
Начнём с вопроса о ходьбе. Ор аХаим указывает на похожий «ход ногами» у царя Давида: «Размышляя о путях своих, обращал я стопы свои к свидетельствам Твоим» (Теилим, 119:59). Что значит «обращал я стопы свои к свидетельствам Твоим»? Мидраш уточняет: «Давид говорил: Всевышний, каждый день обдумав положение вещей, я решаю пойти в определённом направлении, но мои стопы всегда приводят меня в синагогу и иешиву». (Ваикра, Рабба 35:1).
Очень часто этот мидраш понимают следующим образом: у такого царя, как Давид, конечно же, была масса дел, но так как у него были привычки, то, вместо того, чтобы идти по делам, он шел в синагогу. Сфат Эмет говорит, что нужно понимать этот мидраш таким образом: даже тогда, когда царь Давид шёл по делам, он все равно находился в синагоге. То есть изучение Торы шло «без отрыва от производства». Всё то, чем он занимался, было изучением Торы.
Более того, ходьба подразумевает движение. А о каком движении в изучении Торы идёт речь? Явно не о гимнастических упражнениях в перерывах между занятиями. В изучении Торы присутствует множество уровней глубины. Классическим примером является разделение пластов Торы на ПАРДЕС (Пшат, Ремез, Друш и Сод): уровень простого понимания, намёков, толкований и секретов. То есть когда от нас требуется «ходить в законах», то имеется в виду продвижение от одного уровня к другому — от поверхностного уровня к уровню секретов.
Вопрос: почему обо всем этом не сказать открыто? Ор аХаим говорит, что процесс углублённого изучения Торы, в результате которого ее изучение становится непрерывным, — это глубоко внутренняя вещь. Слово «хок», то слово, которое было использовано Tорой в качестве описания погружения на уровень секретов, это однокоренное слово к слову «гравировка». То есть в процессе глубинного изучения Тора становится «выгравированной в сердце».
То, что происходит в сердце человека, и соответствующие этому внутренние изменения могут быть незаметны для посторонних глаз. Настоящие перемены очень часто происходят незаметно не только для окружающих, но и для самого человека, с которым происходят эти изменения. Часто только по прошествии времени человеку открывается цель и смысл происходивших перемен. По этой причине заповедь об углублённом изучении Торы дана не на уровне пшата (поверхностного понимания Торы). Ведь те изменения, которые должны произойти, происходят не на поверхности, а в глубине.