Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец Исраэль каждый седьмой год («шмита»). Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает «йовель», юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофара в Йом Кипур. В этот год также нельзя обрабатывать землю. Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун «шмиты» и «йовеля», чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя. В юбилейный год все еврейские рабы выходят на свободу, а купленные земли возвращаются к прежним владельцам для сохранения изначального раздела Эрец Исраэль среди колен. Запрещено давать еврейскому рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; его нельзя продавать на невольничьем рынке. Труд раба оценивается по времени, оставшемуся до его освобождения. По такому же принципу, с учетом оставшихся до «йовеля» лет, рассчитывается и стоимость земли. Человек, продавший наследный удел, имеет право выкупить его через два года. Срок выкупа домов в городах, обнесенных крепостной стеной, ограничен одним годом. Города левитов, служителей Храма, закреплены за ними навечно. Евреям запрещено брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство.
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, на горе Синай: «… земля должна покоиться в субботу Б-га» (25:2).
Чуть более двадцати лет назад израильская государственная авиакомпания «Эль-Аль» переживала трудные времена. Она катастрофически быстро теряла пассажиров и вместе с ними прибыли. Именно в это время правительство, возглавляемое Менахемом Бегином, решило, что пассажирские самолеты Еврейского государства не должны летать в шаббат: пятничные рейсы из-за границы должны завершаться в Израиле до захода солнца, а все субботние взлеты подлежат отмене.
Что же в результате произошло? Вопреки простой экономической логике, «Эль-Аль» быстро превратилась из безнадежно убыточной в одну из самых доходных авиакомпаний мира.
Можно назвать это парадоксальным совпадением или гримасой судьбы. В самом деле, можно ли рассчитывать на успех, если, вместо семи дней, работаешь только шесть? Наоборот, отказ от субботних перевозок сулил израильтянам потерю, как минимум, седьмой части прибылей, и уж никак не их рост.
Но в разделе «Бехар» Б-г обещает нечто прямо противоположное. Призывая евреев соблюдать законы «шмиты», прекращать сельскохозяйственные работы каждый седьмой год, Он спешит их успокоить: «А если скажете: что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего? (то знайте:) Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и он доставит урожай на три года…» (25:20-21).
Мы живем в мире иллюзий, одна из которых учит: чем больше трудишься, тем больше заработаешь. Но почему тогда самые усердные и трудолюбивые далеко не всегда самые богатые? И почему в Советском Союзе при почти полной занятости населения и минимальном количестве праздников и выходных (помнится, субботы заменяли там субботниками — разумеется, «по просьбе трудящихся») экономика разваливалась, а, например, в Италии, несмотря на бесконечные «итальянские забастовки», — процветала?
Тора сообщает нам разгадку этого странного феномена. Работать, конечно, надо и, желательно, ударно. Но результат любого труда определяет Б-г. Он хочет показать, кто в этом мире Хозяин, и прямо говорит нам: «Если будете соблюдать Мои законы, изложенные в Торе, Я вознагражу вас не только духовными благами, но материальным изобилием». От нас лишь требуется поверить Ему. Демонстрируя эту веру, а точнее, упование на Него, мы прекращаем в пятницу всякую деятельность, прерываем свое участие в тараканьих бегах за миражом успеха и уходим в мир духовности, семейного тепла, приятного общения с друзьями и Б-гом, — короче, приближаемся к той истинной цели, ради которой был создан наш физический мир.
Заповедь «шмиты» означает следующее. В Эрец Исраэль каждый седьмой год считается субботним, подобно субботе в неделе. (Кстати, отсюда произошел термин «шаббатон», академический отпуск, предоставляемый на год ученым и преподавателям.) В год «шмиты» не разрешается сеять и жать. Земля отдыхает в свой шаббат. Но это не физический «отдых». Спросите любого специалиста по плодородию почв, и он скажет вам, что шестилетний цикл обработки земли с однолетним перерывом не даст повышения урожая. Скорее наоборот. «Шмита» — это не физический, а духовный закон, тайна которого известна только Б-гу.
Раздел «Бехар» начинается довольно необычно: «И говорил Б-г, обращаясь к Моше, на горе Синай…». Но ведь все заповеди были даны на горе Синай. Почему же Тора выделяет именно заповедь «шмиты»?
Шаббат для людей и шаббат для земли — это две родственные концепции, опирающиеся на общий принцип: наши взаимоотношения с Б-гом должны строиться на понимании того непреложного факта, что Он, и только Он, вращает колеса нашей жизни как личной, так и деловой…
Далеко не все работники «Эль-Аль» разобрались тогда в происходящем. Несмотря на рост прибылей компании, они жаловались, что субботний отдых ограничивает их заработки, и виноваты в этом религиозные «шантажисты». Некоторые до сих пор считают деньги, недополученные из-за отмены субботних рейсов. Недавно дирекция «Эль-Аль» пыталась возобновить эти рейсы, но «шантажисты» пригрозили бойкотом, и пришлось восстановить статус-кво. Куда денешься? Ведь за прошедшие двадцать лет доля «шантажистов» среди пассажиров значительно возросла. Кто платит, тот и диктует условия.
В обратном отсчете
«И Я вспомню союз Мой с Яаковом, и союз Мой с Ицхаком, и союз Мой с Авраамом, и страну (тоже) вспомню» (26:42).
В этом утешительном обещании привлекает внимание обратный порядок перечисления трех праотцев еврейского народа: от самого младшего к самому старшему, от внука к деду. Комментатор «Бааль а-турим» объясняет, что тем самым Тора ретроактивно напоминает об их заслугах: спасительная цепочка заслуг тянется от нас вначале к Яакову, затем к его отцу Ицхаку и в конце — к первому еврею Аврааму.
На иврите этот стих звучит так: «Ве-захарти эт брити Яаков, ве-аф эт брити Ицхак, ве-аф эти брити Авраам эзкор…». Повторяющийся союз «аф… аф» (и… и) означает также «гнев» и предшествует лишь именам Ицхака и Авраама. Перед именем Яаков его нет. Это потому, продолжает «Бааль а-турим», что Б-гу было не за что гневаться на Яакова: у нашего третьего праотца все двенадцать детей, основатели колен Израилевых, были праведниками. Такая большая заслуга отвращает Б-жественный гнев.
К сожалению, Авраам и Ицхак не могли похвастаться подобным достижением. Первый произвел на свет Ишмаэля, второй — Эйсава. Хотя злодей Ишмаэль вернулся к концу жизни на путь праведности, сделал «тшуву», его потомки-мусульмане перечеркнули эту заслугу. Сегодня они с лихвой превзошли потомков Эйсава, христианские народы, по части лютой ненависти к еврейскому народу. Их готовность к самопожертвованию ради убийства как можно большего числа евреев не знает аналогов в истории.
Поэтому расстановка «гневных» союзов «аф… аф» вполне уместна. Если бы имена праотцев перечислялись в хронологическом порядке, то по правилам грамматики «аф» пришлось бы поставить перед Яаковом, убрав его от Авраама, а это было бы несправедливо.
«Дайте трудное дело…»
«И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с севом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно в стране вашей» (26:5).
Раши комментирует: «Такой плодородной будет земля. Вы еще не успеете обмолоть зерно, как настанет пора сбора винограда, а на следующий год, когда наступит время сева зерновых, вы все еще будете собирать виноград». Раши хорошо разбирался в сельскохозяйственных вопросах, ведь он сам был виноградарем.
У американцев есть поговорка: если хочешь решить вопрос, обратись к занятому человеку. Когда у нас много дел, когда нам постоянно некогда, мы в хорошей форме, и мы многое успеваем сделать. И, наоборот, безделье расслабляет, обилие свободного времени вредит душе и телу. Не зная, как убить время, бездельник ищет развлечений, придумывает их, чтобы отвлечься от душевной пустоты, которая причиняет ему безотчетные страдания.
Ему скучно, его одолевает беспокойство. Стремясь убежать от самого себя, он отправляется в путешествие. Но перемещение в пространстве и симуляция активности не помогают. Человеку нужно реальное дело; ему нужно постоянное занятие, по возможности без перерывов, чтобы молотьба сходилась со сбором винограда. Б-г лучше нас знает, что нужно человеку для счастья.