(Продолжение)
Если Его нет, то всё дозволено… Извините, то и НК была бы достойна существования. Как-то мы умещались на острие иглы – этической максиме: не верьте… Если же Он есть, то НК – лишь аберрация на пути в никуда, в отрицание Его.
Для снятия вопроса о Высшей Силе в НК была принята удобная формула: нельзя доказать логически ни существование Б-га, ни Его отсутствие. Вторая часть формулы безукоризненна: доказательством существования объекта может служить сам объект, но что может служить доказательством его отсутствия? Первая же часть формулы может и должна быть оспорена. Чтобы доказать существование Высшей Силы, достаточно обнаружить Её Замысел в нашем мире. Для этого необходимы воображение, логический аппарат и, главное, открытость вопросу. И тогда весь мир предстаёт как манифестация грандиозного Замысла. Об этом возвещает в псалмах гениальный поэт и мыслитель XI века до нашей эры царь Давид. Так, в его 19-м псалме: «Небеса разглашают о славе Б-га, о делах рук его возвещает небосвод».
Поищем Замысел и мы. Оглянемся вокруг. Вот прелестная роза. Немыслимую красоту её дополняет божественный аромат. А ведь она могла бы иметь запах гнилой селёдки. Можно заметить, что объекты, радующие нас, имеют, как правило, приятный запах. Я знаю исключение: оказавшись в Малайзии, вы можете, если старательно прикроете нос, полакомиться фруктом дурьян. Не намекает ли нам этот дурьян, что запах розы – не случайность?
Народы связаны со своей землей, способны за неё на всё. Кто связал народы с их землёй? Для меня самая удивительная из этих связей та, что соединяет эскимосов и чукчей с Заполярьем. Сегодня наука соглашается с Библией, что человечество зародилось в одном месте и постепенно расселилось по планете. Нашей колыбелью называют чаще Месопотамию (там, вроде, был Эдемский сад), иногда Африку. Чтобы попасть в Заполярье, эскимосы должны были миновать огромные незаселённые привлекательные территории. Балканы до недавнего времени были вакантны. Биробиджан и сейчас легко принял бы население Чукотки, а американские Вайоминг или Монтана – эскимосов Аляски. Так кто, кроме Высшего замысла, мог “прилепить” народ к заледенелой тундре?
Конечно, доказательства существования Замысла косвенны. Но однажды – мы знаем точную дату – 6 сивана 1311 года до нашей эры – Б-г напрямую общался с людьми у горы Синай. Конечно, живых свидетелей этого события уже нет. Однако, замечает великий еврейский мудрец первой половины XII века Иегуда ГаЛеви в одной из выдающихся книг еврейской философии «Кузари», евреи всех поколений сообщали своим детям об этом событии, и, таким образом, евреи Испании первой половины XII века, когда жил ГаЛеви, знали о прямом общении с Б-гом доподлинно. Невозможно предположить, замечает ГаЛеви, чтобы евреи какого-то одного поколения сговорились и обманули своих детей. В таком сговоре не было бы никакого смысла.
Дополнительный довод на тему ГаЛеви: евреи колена Леви тогда же, в Синайской пустыне, получили повеление на все времена выполнять определённые религиозные обязанности. С тех пор отцы из колена Леви сообщают своим детям о принадлежности к этому колену. Евреи из других колен забыли, к какому колену они принадлежат, и только левиты вот уже 33 столетия помнят. Так, мой отец сообщил нам, что мы левиты. Так же, как многочисленные Левитаны, Левитины, Левиты. Да и ГаЛеви определённо был левитом.
Естественно усомниться в аутентичности нынешних левитов. Многие за истекшие тысячелетия могли примазаться к древнему роду. Но быть левитом – привилегия небольшая. Во времена существования Иерусалимских Храмов левиты должны были мести полы, сторожить Храм. Наибольшая привилегия – петь в храмовом хоре. При этом левиты были лишены права владеть землёй и должны были жить на десятину, отчисляемую другими коленами Израиля. Иосиф Флавий пишет в «Иудейских древностях» о временах, когда коэны – реальные священнослужители, потомки Ахарона, забирали себе всю десятину, и левиты умирали от голода.
Отсутствие корысти оставляет, таким образом, одно объяснение существованию информации о левитстве сегодня: выполнение наказа, полученного у горы Синай.
Итак, если атеизм ложен, то одна из опор фундамента НК рассыпается. И если продолжать эксплуатировать ассоциацию Веллера, лучше использовать созданный до нас чужой фундамент, чем бракованный, но свой.
* * *
Конечно, недостаточность идейной основы НК была давно осознана. Мощным движением, преодолевающим её, стало возрождение славянофильской традиции с конца 60-х годов, как исторической её составляющей, так и православной. Важными вехами в этом процессе стали самиздатовский журнал «Вече», редактировавшийся Владимиром Осиповым, книги Леонида Бородина, эссе преподавателя МИИТа Виктора Тростникова «Мысли перед рассветом». И крупнейшее явление не только нашей, но и мировой культуры второй половины ХХ века: творчество Александра Солженицына. Первая часть его – от «Одного дня Ивана Денисовича» до «Архипелага ГУЛАГ» – стала сердцевиной НК. Вторая часть являла попытку перекинуть мост ко времени, когда Русская идея и естественный ход развития русской культуры были оборваны и заменены марксистской идеей и постреволюционной культурой. Этим мостом мыслилась серия романов «Красное колесо». Людей НК не очень волновало, как был принят в Думе доклад министра земледелия в октябре 1916 года. А ведь автор пытался вернуть их ко времени, когда была разорвана непрерывность их материнской (или отцовской) культуры.
Писатель пришел к выводу, что для воссоздания традиции в русской культуре необходимо разобраться в отношениях русских и евреев в этой культуре и вне её, которые «клином входили в события, в людскую психологию и вызывали накалённые страсти». Отсюда возникли «Двести лет вместе». Книга эта была встречена наследниками НК не дружественно. Это естественно: в работе Солженицына почувствовали намерение расколоть НК, «осветив калёный клин», уйти к истокам НК, чтобы пойти оттуда «другим путём», оставить НК за бортом.
Солженицын отмечает вклад евреев в национальную русскую культуру, вспоминая имена Левитана, Антокольского, Рубинштейна. Но еврейская экспансия в России ХХ века, и не только в культуре, о которой уже говорилось, но, главным образом, в идеологии – объект упрёка: «В двадцатые и тридцатые казалась необратимой сращенность советского еврейства с большевизмом» (гл. 25, стр. 1).
Замысел книги можно понимать как согласие на развод, вроде подзаголовка: двести лет вместе — и достаточно. “Еврейскую экспансию” Солженицын видит как опасность для выживания русской культуры: «Эрозия наций была бы, скорее всего, обеднением человечества, энтропией духа (и века национальных культур превратились бы в мёртвые, никому не нужные кладовые» (гл. 24).
Как это бывает обычно при разводах, Солженицын высказывает претензии и обиды своей, русской, стороны. В многочисленных ответах опубликованы встречные претензии и обиды евреев. Многие из них тоже справедливы, что свидетельствует о своевременности развода.
Процесс развода пошел ещё в начале ХХ века, когда половина четырёхмиллионного еврейского населения Российской империи эмигрировала в Америку. Тогда же возникло активное сионистское движение. К разводу призывал евреев блестящий публицист и выдающийся деятель еврейского национального возрождения Зеэв (Владимир) Жаботинский, часто цитируемый Солженицыным. Тогда процесс остановили изменения в стране – как разводиться, когда обречён жить в общей комнате и делить кухню и туалет?
Окончание следует