Уважаемая редакция!
От души поздравляю вас с нашим праздником Песах и желаю вам успехов в вашем благородном деле!
Вы даже не представляете, скольким людям вы приносите радость и пользу, иногда даже в самых неожиданных ситуациях, как это случилось у нас. Расскажу подробно.
Первый Седер наша семья проводила в гостях в Нью-Джерси. Там собралось много людей, в основном подростки, молодёжь и их молодые родители. Не все говорили по-русски, были дети из смешанных семей, которые на Седере присутствовали впервые.
Хозяева очень старались, чтобы показать красоту еврейской традиции.
«Песах — это день рождения еврейского народа», — встав из-за стола, сказал хозяин и замолчал. Его голос тонул в шуме. Молодежь смеялась, разговаривала.
— Мы стали народом, обретя свободу после выхода из Египта, где были рабами, — продолжал он громче, но в конце стола всё равно не было слышно.
И тут поднялся один из гостей, видимо, чей-то дедушка, и сказал, обращаясь ко всем:
— Вы посмотрите, какой красивый и богатый стол! Как радостно так отмечать праздник. А я вспоминаю Песах моего военного голодного детства. Продукты по карточкам. Весь год мама откладывала по щепотке муки, чтоб на праздник спечь мацу, да и пекла её ночью, чтобы никто не видел. Ибо всё касавшееся нашей религии запрещалось.
За столом воцарилась тишина. Молодёжь заинтересованно слушала, русскоязычные ребята переводили американцам необычный для них рассказ ветерана.
А он продолжал:
— Мама рассказывала такой случай про двух юношей из небольшого городка, поехавших в канун Песах в большой город, где в синагоге взамен привезённой муки, выдавали мацу. Когда парни возвращались домой с мацой, спрятанной в наволочки, на вокзале их арестовали (взяли с поличным) и отправили в милицейский участок. На следующий день их должны были судить и отправить в тюрьму. Но ребятам повезло. Дежурные, решившие попробовать «улику», за ночь незаметно всю мацу съели. А утром «преступников» за неимением вещественных доказательств пришлось отпустить домой.
— Евреи празднуют Песах более 3000 лет, — говорил дедушка. — Иногда в самых невероятных обстоятельствах. В Бруклине живёт внучка раввина, который рассказывал, как они праздновали Песах в концлагере. К счастью, тот раввин выжил. Эта история имеет счастливый конец только потому, что она произошла в конце войны, и фашисты уже сами дрожали за свои шкуры.
Находясь в концлагере, раввин совершил неслыханную дерзость, которая, по счастливой случайности, не стоила ему жизни. Он задумал отметить Песах и накануне праздника попросил лагерное начальство, чтобы, вместо хлеба, евреям выдали муку. Начальники, уверенные в том, что раввина прикажут расстрелять, сделали запрос в вышестоящую инстанцию, но, видимо, из-за царившей тогда в верхах суматохи и неразберихи они неожиданно получили разрешение на муку. Так чудом узники лагеря смогли испечь на Песах мацу.
Отмечая праздник, раввин сказал евреям:
— Кроме мацы — символа свободы на пасхальном столе должна быть горькая трава марор — символ страданий евреев, вышедших из Египта. У нас нет марора, но вся наша жизнь — сплошные страдания.
Положено также, чтоб на столе стояла солёная вода — символ еврейских слёз. У нас нет этой воды, зато слёзы в избытке.
2000 лет назад, после разрушения Второго храма, наши мудрецы записали Агаду, чтобы евреи никогда не забывали об Исходе и на Песах рассказывали о нём своим детям. Те из нас, кто выживут, тоже будут рассказывать об Исходе и о том, как в концлагере, рискуя жизнью, мы выполняли эту заповедь.
После такого яркого выступления хозяин повёл Седер по заведённому порядку, и праздник произвёл на всех самое лучшее впечатление. Гости благодарили хозяев и рассказчика, а он сказал:
— Моей заслуги здесь нет никакой. Просто я стараюсь учиться у рава Кацина. Ему я и мои родные действительно глубоко благодарны и за газету «Еврейский Мир», и за учёбу.
А. Кардаш,
графство Вестчестер, Ардсли