Тайна единства

В Аллеле, хвалебном гимне, который поём в праздничные дни, центральное место — ведущий молитву призывает: «Восхвалите Б-га, ведь Он добр!». Следующая фраза хазана: «сказал это Израиль», затем: «сыны Аарона», наконец: «сказали трепещущие перед Г-сподом». Всего 7 ответов общины на 4 призыва.

Начинаем с единственного (Израиль), переходим ко множественному. Почему? Ведь идёт по нарастающей, Израиль — просто народ, а завершает «трепещущие перед Всевышним» — предельный уровень, праведники. Да и сыны Аарона стоят выше на духовной шкале, чем большинство исраэлитов. Логично было бы начать «сыны Израиля», затем коэны и праведные. Или же, наоборот, использовать везде единственное число: «еврей», «коэн», «трепещущий».

Оказывается, нет. В последовательности сокрыт не порядок духовных степеней, но — очерёдность побуждений. Служба коэнов увеличивала число трепещущих перед Б-гом — ибо в Храме происходили явные чудеса, Присутствие Всевышнего становилось очевидным, мощь и святость Его заставляли сердца трепетать. Может быть Израиль, и именно в единственном числе, тоже влиял на работу коэнов и праведность мудрецов?

Да. Когда наш народ становился одним целым, коэны удостаивались особенной поддержки небес. Меньше приносили они жертвы за грех (хатат и ашам), чаще — мирные и благодарственные. Единство народа приглашало небесную защиту, из-за которой исчезали «неумышленные убийцы», должные бежать в города левитов и скрываться там до смерти Первосвященника. Не приходилось омывать руки над умерщвлённой телицей (во искупление гибели неведомо от чьих рук путника), белела лента в Йом-Кипур, свидетельствуя о прощении грехов народа… Коэнская служба была куда более радостной и вдохновенной.

Если Израиль бытийствует в единственном числе (а не конгломератом ссорящихся групп) — благодать нисходит на народ и весь мир. Спускается по ступеням, от ангелов до камней, как вода по каскадам Версаля и Петергофа. Единство Израиля открывало врата благословения для всего сотворённого.

Почему? Что за тайна сокрыта в единстве нашего народа, отчего оно значимо даже для ласточек в небе и моллюсков на морском берегу? Отчего лишь когда пришло состояние: «один народ, одно сердце» — Всевышний даровал людям Б-жественный Закон — Тору? И почему, наоборот, молитва праотца Якова: «убереги меня от рук брата моего» — столь актуальна в поколениях и предельно настоятельна ныне?  

Сперва о нас, двуногих. Говорят мудрецы Талмуда: «человек рождается один и умирает один». Сколько бы ни было в материнском чреве близнецов, каждый рождается один. То же при уходе, пусть их постигла общая судьба: в пандемии, цунами, взрыве бомбы, на «Титанике»… Ганс Фаллада озаглавил свой самый знаменитый роман: «Каждый умирает в одиночку». И оставил мир.

Человек — один. «Каждый, спасший человека, словно спас весь мир». Корень этого — в том образе Б-га, который запечатлён в нём. Высший уровень человеческой души: «ехида», буквально «единица», переводится как «неповторимая уникальность». Один Б-г смотрит в глазах, мыслит в мозге каждого из нас. Но у каждого — иначе.

Не стану посягать на права психологии — мы люди, «человеческая форма» имеет структуры и особенности, опытный психотерапевт или преподаватель могут поддержать человека в поиске самого себя и в исправлении душевных поломок. Но — лишь на пути к себе, единственному! Обратная технология — реклама, муштра и т. д. — пытается плодить роботов, стирая, заталкивая вглубь уникальность.

Человек на Земле живёт в неразрешимом противоречии. С одной стороны, он — полное воплощение Адама, он — Всечеловек, в котором — Б-г и который стоит перед Б-гом один. Как один — Всевышний. С другой стороны — ты клеточка всечеловеческого организма, со своими аксонами и мембранами, с конкретной ролью в разделившемся на множество отдельных личностей Человеке, именуемом «человечеством». Клеточка эта, как и клетки тела, всегда есть часть определённого органа, работает синхронно или в противофазе с другими: семьёй, общиной, эпохой, народом… В приводимых Торой биографиях частое заключение: «умер и приложился к народу своему». То есть — возвратился к тому духовному «органу», с которым связана его неповторимая уникальность.

Ещё противоречие, и тоже о единственности. В некоем месте Израиль именуется «Моим единственным народом на Земле», в другом Творец напоминает: «ибо Мои все народы». Что же из двух правда? О чём речь?

Подсказкой — права левитов в Стране Израиля. «Не будет у колена Леви удела (при разделении Страны)», будет оно «питаться от Моего стола». Левитам и коэнам положены доли урожая, части жертвенного животного; остальному Израилю сказано: «не оставляй левита, сироту и вдову» своим попечением. То есть левиты безземельны, слабее всех, как вдовы и сироты, и к ним особое отношение. Странны в Торе арифметические подсчёты колен: порой Леви одно из них, а порой «забывается» и до стандартных 12 его замещают разделившиеся на 2 колена потомки Йосефа. В чём-то, выходит, племя, в чём-то нет.

Функции коэнов и левитов — священнические. Как у Израиля среди народов. Пророк Билам возвещает: «этот народ живёт отдельно и среди народов не значится». Подобно левитам. Но Танах полон историй об отношениях нашего народа с другими, сотрудничества, договоров или конфликтов. Ныне еврейское государство один из членов Организации Объединённых Наций. Член какой-то неправильный, попрекаемый и отторгаемый, которому уделяется непропорционально много негативного внимания. И часть он мирового устройства человечества, и — нет. Самозванец. А Творец «хранит овцу среди 70 волков» и Сам же строго её наказывает и испытывает.

В итоге народ Израиля существует, как и отдельный человек, в двух ипостасях. «Единственный» — подобно Адаму и каждому из нас, его детей; «стоящий перед Б-гом» от имени всего человечества. И — просто племя со своей историей, национальным характером и носом, спорами, заёмным национализмом, империализмом, коммунизмом и т. п.

Коли еврейский народ предпочитает позицию «один из множества» — не остаётся Предстателя, Первосвященника на Высшем Суде, долженствующего добиться прощения и благословения (по порядку службы): своей семье, колену, всему народу и миру.

Но как народ-священник может устоять перед безупречно справедливым судом? Если его «клеточки» работают в унисон, разум ясен, сердце гонит кровь… Для Б-га «единственный» здесь означает «единый». Разделения и противостояния в народе нарушают его целостность, делёжка на партии (от part, часть) лишает роли «единственного» — ибо он не народ, а сборище разно ориентированных человеков. И тогда некому обосновать, «уговорить» Творца «пересесть с Трона Суда на Трон Милосердия». То есть проявить к землянам больше терпения, чем мы по точному расчёту заслуживаем.

Особенно веско звучит наша просьба о милосердии, когда мы сами милосердны друг к другу, к людям и прочей живности. Ибо «Творец — тень человека» и относится к нему так, как тот относится к другим и к себе.

Да, человек и народ рождаются, умирают и в немалой степени живут в одиночку. Но неповторимость Израиля в том, что он может быть допущен на Суд в Святая Святых мира. Человечьи «микрокосмы» объединяют только 2 вещи: в каждом из нас единственный Б-г и все мы — капельки и голографические копии Адама. Лишь тот, кто вправе представлять Адама перед Судьёй, мог бы договориться, привнести  больше прощения, света и любви в каждый из человеко-миров. Но если народ-священник не един, то осиротевшему Адаму приходится в полной мере отвечать за свои «художества». Каждой его «клеточке».

Каков выход? Только единый Закон, ради этого, собственно, и дарованный, может сделать наш компот, состоящий из патологически самостоятельных и упрямых индивидов, одним целым. Оттого Закон детален, подробен и касается буквально всего в жизни и смерти. Но если лекарство «хранится в прохладном тёмном месте» и не используется — оно не помогает.

Не из-за нашей ли разделённости цепляется к нам обездоленное и беззащитное человечество?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *