Продолжение.
Начало в № 828
Итак, изначальная причина антисемитизма — иудаизм, т. е. то, что делает еврея евреем. Иудаизм включает три компонента: Б-г, Тора и Израиль. (Д. Прегер и Д. Телушкин. «Почему евреи? О причинах антисемитизма», СПб, 1992). И каждый из этих компонентов порождает антисемитизм. Всевидящий, Всезнающий, Всесильный, но незримый Б-г служит вызовом языческим богам; заповеди Торы, выполнять которые отказались другие народы, но согласился Израиль, приняв на себя миссию своим примером исправить мир язычников — вызывает злобу и ненависть; наконец факты еврейской избранности, проявившиеся, с одной стороны, в форме исключительной живучести и выживаемости народа на протяжении 33 веков почти «непрерывного погрома» (Вл. Жаботинский), а с другой — в непропорционально (численности народа) высоком вкладе евреев в мировую цивилизацию — не находили рационального объяснения (Ник. Бердяев) и порождали иррациональный страх и, как следствие, ненависть к евреям, ибо непонятное пугает. «Невозможно разубедить человека в чем-либо доводами разума, если его убеждения не основаны на разуме» (Джонатан Свифт).
Повторим еще раз: антисемитизм вырос из отрицания иудаизма и проявлялся с самого начала в двух формах: жесткой — в попытках физического уничтожения всех евреев — носителей иудаизма, именно ее называют антисемитизмом, и в мягкой — в попытках увести евреев из иудаизма, уничтожить их духовно, поскольку иудаизм — это не просто религия, но образ жизни. Эта мягкая форма антисемитизма есть не что иное, как ассимиляция, хорошо известная каждому еврею моего «потерянного поколения». Приехав в Америку, Израиль, в другие страны свободного мира или, оставаясь в странах СНГ, те из нас, кто не сделали тшуву, не вернулись к Торе, становятся, упаси Б-г, «пропавшими». Их ожидает судьба 10 колен Израиля в Ассирии.
Попытки объяснить антисемитизм,
не прибегая к религии
«Антисемитизм неисчерпаем, как атом».
Борис Вайнштейн.
«А я, как атом меченый, у мира на виду».
Борис Кушнер
Авраам — первый еврей на земле. «Иври» (еврей) — называет его Тора, что, согласно Раши, значит «потусторонний», ибо перешел Авраам реку Евфрат по слову Б-га, повелевшего ему: «Уйди из земли твоей от родни твоей, из дома отца твоего (идолопоклонника — С. Д.) в землю, которую я укажу тебе» (Берешит, 12:1).
«Потусторонними», т. е. чужими воспринимают нас народы с древних времен. Антисемитизм — один из видов ксенофобии — боязни чужих (xenos — чужой). Сказал Б-г Аврааму: «Знать ты должен, что пришельцами будут потомки твои в чужой стране и будут рабами, и будут их угнетать…» (там же, 15:13).
И исполнились эти слова уже в поколении праправнуков Авраама. Отчуждение евреев наступило вскоре после того как спустился Яаков, внук Авраама, с домом своим в Египет. Они стали пастухами, ибо «отвратителен для египтянина всякий пастух» (там же, 46:34). А затем пришло и рабство, и мученичество, когда впервые столкнулись евреи с государственным антисемитизмом. Это случилось, когда «возвысился над Египтом новый царь» (Шмот, 1:8). Не знал он ни уже умершего Йосефа, бывшего в Египте вторым после фараона, ни его потомков. Не знал он ничего о евреях, однако возненавидел их с первой минуты и даже придумал объяснение своей ненависти. «Вот народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас, — сказал он слугам своим. — Давайте ухитримся против него» (там же, 1:9-10).
И ухитрился, и с помощью «коммунистических» воскресников (о чем рассказывается в мидрашах; к коммунистическим субботникам евреи еще не были готовы), обратил евреев в рабов и жестоко угнетал их. И эта продемонстрированная фараоном беспричинная злоба и ненависть к евреям сопровождает нас на протяжении всей истории. Откуда эта ненависть фараона? «Так устроен мир», — приводил я уже слова Шимона бар Йохая. Не всех, очевидно, может удовлетворить эта простая констатация факта. Предпринимались и продолжают предприниматься многочисленные попытки дать светское, чисто рациональное объяснение антисемитизма без каких-либо ссылок на иудаизм, и тем самым «деиудизировать» антисемитизм, как назвали их Д. Прейгер и Д. Телушкин в упомянутой выше книге. Рассмотрим основные из них.
Антисемитизм характеризуется отношением, словами или действиями, выражающими ненависть и презрение к евреям как таковым», — утверждает христианский священник Эдвард Х. Фланнери («Муки евреев»).
«Антисемитизм, по-моему, реакция на непохожесть, необычность евреев, на их фанатизм, как виделось со стороны, в отстаивании, оберегании своей веры, своих обычаев, своего образа жизни, реакция на их взаимовыручку, взаимоподдержку, необходимые для выживания народа во враждебных условиях. Это, как мне кажется, самая общая, уходящая в древность причина», — пишет А. Е. Бовин в книге «Записки ненастоящего посла», Москва, изд. Захаров, 2001 г. Там же читаем: «Антисемитизм характерен для люмпенизированной маргинальной части общества, а также для политиков, чей умственный потолок не может подняться выше заговора… Слышу возглас: «А Шафаревич?» (математик, член-корреспондент Академии наук, автор знаменитой «Русофобии», Москва, 1991 год). Отвечаю: «Шафаревич — постыдное для русской, российской, советской интеллигенции исключение». (А книга А. И. Солженицына «Двести лет вместе», — мысленно задаю я вопрос Александру Бовину. Жаль, он не слышит меня. Однако через годы этот вопрос был многократно озвучен во время поездки Бовина по Америке с презентацией своей новой книги «ХХ век как жизнь» (М., изд. Захаров, 2003). Весьма неохотно он выдавил из себя: «Конечно, антисемитский душок есть, не без этого…». О Вагнере, Достоевском и Солженицыне поговорим в последующих главах.
«Антисемитизм, — утверждает рабби Меир Кахане («Никогда больше», Иерусалим, 1988), неотъемлемая особенность общества, в котором мы живем, и объясняется это целым букетом причин: завистью, конкуренцией, шовинизмом, религиозной пропагандой и, наконец, просто иррациональностью человеческого мышления».
Потусторонние
Известный украинский писатель Д. Овсянико-Куликовский (1853 — 1920 гг.) писал в статье «Два слова об антисемитизме» (Сб. «Щит», М., 1915): «На чем держится антисемитизм, чем он питается? Он держится на четырех китах: на пережитках враждебных евреям чувств, унаследованных от исторического прошлого… когда евреев преследовали и истребляли за веру; на суеверном предрассудке, будто бы евреи составляют одно солидарное целое, «кагал», фатально враждебный и мифически опасный тем народам, среди которых они живут; на бесправии евреев; на слабом развитии правового сознания (народов), чувства справедливости и гуманности». «Антисемит необычайно озабочен собиранием анекдотов, изобличающих евреев, их похотливость, страсть к наживе, коварство и предательство» (Жан Поль Сартр). В сборнике «Русские писатели о евреях» (Москва, изд. «Книга», 2006) приводится 297 «пословиц и поговорок о жидах», собранных Владимиром Далем и разбитых им на 27 рубрик: «Вероучение жидов», «Нравственность жидов», «Как избавиться от жидов» и т. д.
В 1883 году писатель Николай Лесков утверждал в работе «Еврей в России»: «Вникая во всякое дело, обнаруживал (еврей) способность взять его в руки и «эксплуатировать», т. е. получить с него возможно большую долю нравственной и денежной пользы… Эта (его) способность подействовала самым неприятным образом на всё, что неблагосклонно относится к конкуренции, и исторгся крик негодования из завистливой гортани: «Пусть жид будет по-прежнему как можно более изолирован, пусть он дохнет в определенной (ему) черте (оседлости) и, даже получив высшее образование, бьется в обидных ограничениях, которых чем больше, тем лучше».
Спустя 36 лет, уже после революции, писал М. Горький в 1919 году, вторя Лескову: «Снова в душе русского человека назревает гнойный нарыв зависти и ненависти бездельников и лентяев к евреям — народу живому, деятельному, который потому и обгоняет тяжелого русского человека на всех путях жизни, что умеет и любит работать,… как отвратителен этот антисемитизм ленивой клячи!».
Марк Твен на другом краю света был того же мнения: «Еврейский успех — простой результат того, что евреи хорошие граждане, хорошие семьянины, интеллигентны и поглощены работой»… (Mark Twain «Yes, honest in business»).
Продолжение следует