Дональд Трамп (Фото: Win McNamee / Getty Images)
В 70-х у меня пять раз вламывались в квартиру, вследствие чего я лишился пяти телевизоров и острил, что где-то в Гарлеме с них, наверное, кормится целая экспортно-импортная компания. Первый украденный у меня телик, подаренный отпрыском главы издательства «Рэндом хаус», был еще черно-белым.
На днях я чуть не лишился очередного телевизора, едва не запустив пультом в экран, с которого неслись слова Трампа по поводу НАТО. Я в сердцах обозвал его про себя мразью, а наши либеральные СМИ всю неделю перемывали ему кости с отвращением, приводящим на память героические дни «Рашагейта», когда они называли Оранжевого дьявола путинским агентом и радостно предрекали его неминуемый арест. На сей раз пресса обвиняла Трампа не только в том, что он танцует под путинскую дудочку, но и в том, что он, по его собственному признанию, готов науськивать Россию на страны НАТО. Некоторые левые комментаторы опускали то, что Трамп угрожал лишь тем членам НАТО, которые халявничают, то есть не тратят на оборону обещанной двухпроцентной доли своего валового продукта, тогда как Америке приходится отдуваться за всех.
Американские президенты начали журить за это своих союзников не вчера. Первым публично сделал это еще Дуайт Эйзенхауэр. Трамп предъявляет союзникам такие претензии очень давно. Например, еще в 1987 году он купил целую полосу «Нью-Йорк таймс» и поместил там платное объявление, в котором заявил: «На протяжении десятилетий Япония и другие страны выезжали за счет США… Давайте заставим Японию, Саудовскую Аравию и других платить нам за защиту, которую мы им предоставляем, будучи их союзниками». Примерно в то же время Трамп выступил в Нью-Гемпшире и заявил, что Япония и Саудовская Аравия «нас обдирают», и, по сути дела, был совершенно прав, но сейчас он впервые заявил, что будет натравливать агрессора на злостных неплательщиков, и это, на мой вкус, звучало некрасиво. Трампа сейчас упрекнули не только левые, но и некоторые консерваторы, хотя и за другое. Я уже писал, что стараюсь не пропускать юмористических передач Грега Гатфелда, которые ежедневно транслируются по «Фоксу» в 10 вечера и являются самыми популярными на нашем кабельном телевидении. Один из членов его команды, чернокожий гигант Тайрус, в прошлом чемпион мира по реслингу, упрекнул Трампа не за то, что тот сделал провокационное заявление по поводу НАТО, а за то, что он сделал его в крайне неудачный момент. Трамп напустился на союзников сразу после обнародования отчета спецпрокурора Роберта Гура, который объяснил, что не привлек Джо Байдена к суду за противоправное обращение с секретными документами, поскольку сердобольные присяжные вряд ли осудят такого «симпатичного доброжелательного престарелого человека с дырявой памятью». Если бы Трамп малость повременил со своими угрозами в адрес натовских халявщиков, то СМИ бы до сих пор обсасывали отчет спецпрокурора, по сути дела, публично диагностировавшего у президента деменцию. Но Остапа несло: Трампу не терпелось растормошить прессу, и, пуганув НАТО, он по дурости подарил ей предлог мигом переключиться с темы байденовского маразма на тему провокационного трамповского обещания натравить агрессора на должников. Момент был выбран неудачно, но идея была здравая, говорят опытные люди. Комментатор консервативного ресурса «Вашингтон экземинор», умница Байрон Йорк, считает, что Трамп спровоцировал центровые СМИ не по глупости, а с заранее обдуманным намерением заставить их публично его обсуждать, а то они в этот раз сознательно его бойкотируют и замалчивают.
В его первую избирательную кампанию пресса вовремя не доперла, что у Трампа есть недурные шансы на успех, и опрометчиво освещала каждый его шаг и всякое его колоритное высказывание, благо, писать о нем всегда интересно. Так она бездумно обеспечила ему бесплатную рекламу на десятки миллионов долларов. Чтобы не быть голословным, вот как исступленно освещало Си-эн-эн первую кампанию Трампа, по сравнению с его соперниками-республиканцами в последние две недели августа 2015 года, то есть в самом начале той гонки. Трампу уделили 580 минут (или 77, 57%), Джебу Бушу достались 88 минут (11,75%), Бену Карлсону — 41 минута (5,5%), Марко Рубио — 6 минут (0, 8%), Майку Хаккаби — 6 секунд (0, 01%), а Джорджу Патаки — 0 секунд (0, 00%). Уже на таком раннем этапе было ясно, кто останется на трубе. На этот раз пресса поумнела и старательно Трампа игнорирует. Большинство СМИ вообще не транслируют его выступления на предвыборных митингах и часто о них даже не упоминают, делая исключение лишь для речей, в которых Трамп заявляет что-нибудь скандальное, например, объявляет, что собирается науськивать Путина на неплательщиков из НАТО. Когда он, например, недавно понес своих соперников на первом голосовании нынешнего сезона в Айове, консервативные каналы «Фокс ньюс» и «Ньюзмэкс» транслировали его победную речь от звонка до звонка.
Си-эн-эн оборвало свою трансляцию, когда Трамп заговорил о наплыве нелегалов, объяснив, что его «антииммиграционная риторика» не годится для избранной аудитории этого канала.
Самый прогрессивный, то есть ультралевый, кабельный новостной канал Эм-эс-эн-би-си не транслировал эту речь вообще. Как пишет Йорк, главная звезда канала Рэйчел Мэддоу, которая потратила в славную пору «Рашагейта» сотни часов на освещение высосанного из пальца «Досье Стила», известила зрителей, что Эм-эс-эн-би-си не опустится до трансляции неправды. Вот насмешила. Этот бойкот подвиг Трампа на то, чтобы периодически провоцировать прессу скандальными заявлениями, которые она не в состоянии игнорировать и немедленно бросается обсуждать. В ходе обсуждения она ругает Трампа, а не хвалит, но он давно усвоил, что плохой рекламы не бывает. И вот СМИ до сих пор осуждают его угрозу натравить Путина на злостных неплательщиков, которая, по версии Йорка, ставила себе целью спровоцировать прессу на то, чтобы снова бесконечно базарить о Трампе. Это было благожелательное толкование угрозы Трампа натравить Россию на неплательщиков. Известный специалист по борьбе с терроризмом Питер Берген озвучил 13 февраля толкование неблагожелательное. Он, среди прочего, является консультантом Си-эн-эн по нацбезопасности, из чего я заранее сделал вывод, что его позиция будет прямо противоположна Йорковской.
То же самое можно было заключить из заголовка статьи Бергена: «Насколько серьезно заявление Трампа о выходе из НАТО? Очень серьезно!».
Статья начинается со следующей фразы: «Джеймс Мэттис, в тот момент министр обороны при президенте Трампе, сказал в 2017 году, что НАТО является «самым успешным и могущественным военным союзом в современной истории». Берген привел ее для того, чтобы читатель увидел, от какого сокровища грозит отказаться Трампозавр. Но НАТО, боюсь, уже не «самый могущественный военный союз в современной истории», хотя, может, оно еще было таковым в 2017 году, когда Мэттис его так лестно характеризовал. Я уже отмечал, что в случае большой войны у самых его могучих европейских членов — Британии и Германии — боеприпасов хватит всего на несколько дней. Или ЕС обещал Украине миллион снарядов, но давно уже признал, что к весне сподобится лишь на треть обещанного количества. Берген пишет, что Трамп не понимает, как работает НАТО, потому что ругает союзников, которые не вносят положенную долю в его бюджет, и ведет себя при этом, «как будто он домовладелец, требующий квартплату» (Но Трамп действительно домовладелец и требует, чтобы с ним расплатились). На самом деле, объясняет Берген невеже Трампу, все члены НАТО честно вносят эту долю. Но Трамп, насколько я понимаю, недоволен другим, а именно тем, что часть союзников до сих пор не сдержали данное в 2014 г. слово тратить на оборону минимум 2% своего валового продукта. В тот момент столько тратили лишь США, Британия и Греция. Берген признает, что из 31 страны НАТО двухпроцентное обязательство выполняют в данный момент лишь 11 (!), но оговаривается, что члены Североатлантического сообщества стремительно наращивают свои военное расходы. По словам Бергена, в 2017 европейские страны и Канада тратили на оборону примерно 270 млрд, а США — около 626 млрд. В 2023 году первые истратили уже 356 млрд, а США — 743 млрд, то есть в два с чем-то раза больше, чем остальные члены НАТО, вместе взятые. Как ни крути, претензии Трампа вполне основательны: треть союзников по-прежнему халявит.