В описании законов минхи (хлебного дара) есть деталь вызывающая недоумение: часть хлебного дара сжигается на алтаре, а остатки съедает коэн (Ваикра, 6:7-9). Если хлебный дар используется для приближения к Всевышнему, то каким образом поедание этого дара приближает человека к Всевышнему? Более того, «Зогар» говорит, что участвующих в процессе еды было двое: алтарь, на котором сгорало приношение («Зогар» называет огонь алтаря «огненным львом»), и коэн. Получается, что «огненный лев» был не в состоянии осилить весь дар и с остатками должен был помогать человек?
Бааль аТания говорит о том, что с помощью поедания пищи происходят две вещи:
* Человек поддерживает свою жизненную силу: душа и тело остаются связанными вместе.
* Еда поднимается на более высокий уровень.
Один из методов деления мира на уровни выглядит таким образом: минералы, растительный и животный мир и человек. Человеческая еда состоит из трех нижних элементов: минералов, растительного и животного мира. Энергия, полученная человеком из еды, при условии, что эта энергия потрачена правильно, поднимается с этих трех уровней до уровня человека.
Как известно, перед молитвой запрещено есть. Молитва — это связь (прямой перевод слова «тфила»), и до того как человек приближается к Всевышнему, нет возможности поднять еду на более высокий уровень. Страшелье Ребе, ученик Бааль аТания, приводит замечательный пример, позволяющий понять суть запрета на еду перед молитвой.
Связь между душой и телом существует на многих уровнях: на самом низком уровне это происходит с помощью хлеба, на более высоком — с помощью Торы. Несколько дней без хлеба и Торы сильно ослабляют человека. Духовный корень хлеба намного выше, чем духовный корень молитвы. Корень хлеба — это вполне определенная часть Торы — Галаха — изучение которой предшествует всем остальным частям Торы. Это один из смыслов фразы «Нет хлеба — нет Торы».
Но в аварийной ситуации если жизненная сила человека на исходе, и человек скорее жив, чем мертв, хлеб не поможет. Поэтому широко распространенной практикой перед молитвой является изучение хасидута: человек оживает, молитва усиливает эту связь, и после молитвы изучение Галахи укрепляет уже существующую связь.
Такое объяснение позволяет понять, почему в поедании минхи (хлебного дара) должны были участвовать двое. Это просто частный случай общего правила; в каждом действии должно быть два уровня: нигле и нистар, открытое и скрытое, тело и душа. Поэтому всегда нужно помнить, что во всем должны быть два компонента и без одного нет другого.