Каббала объясняет свойства двух противоположных, взаимобалансирующих «сфирот» — «светов» Создателя: хесед (добро, милосердие) и гвура (мощь, справедливость). Хесед — это бесконечное распространение, даяние, вне зависимости от того, достоин ли получающий. Гвура — точный, вымеренный суд, порядок и организация. Только что от нас ушёл мудрец, воплощавший свойства хесед.
Рав Гершон Эдельштейн родился 18 апреля (2 Ияра) 1923 года в посёлке Шумячи под Смоленском у рава Цви-Йеуды Эдельштейна и Мирьям, дочери рава Мордехая-Шломо Мовшевича. Чтобы дети не ходили в школу, контролируемую Евсекцией, мама выправила им метрики, где возраст занижен на 3 года. Вместе с братом Яковом (1924-2017) Гершон обучался у рава Залмана-Лейба Эстолина. Мать умерла от тифа и сыновья перебралась в белорусские Климовичи к тёте Ривке — здесь их учил рав Моше Аксельрод. Разумеется, учёба шла тайно; не исключаю, что именно в благодарность рисковавшим всем учителям рав Гершон выбрал путь преподавателя и посвятил ему 80 лет.
В 1934 отцу посчастливилось достать сертификат на въезд в Палестину (этим занимался раввинат под руководством рава Кука) и они смогли уехать из Одессы по морю. Поселились в небольшом сельскохозяйственном посёлке Рамат а-Шарон, через несколько месяцев рава Цви-Йеуду выбирают раввином поселения. В посёлке не было религиозной школы, отец занимался с детьми Торой и нанимал учителей, обучавших сыновей математике и английскому — официальному языку страны. Вскоре Гершон и Яков получают приглашение в ешиву «Берешит хешван» в Петах-Тикве — братья отправились пешком. Наставник — один из духовных лидеров поколения рав Шмуэль Розовский (1913-1979), славившийся особой ясностью объяснения самых сложных мест Талмуда. В 1944 заново основана Поневежская ешива в Бней-Браке (в литовском Поневежесе она действовала с 1908), один из создателей рав Розовский, а Гершон и Яков — среди первых 6 её учеников. Рав Гершон женится на Гене-Рахель, дочери рава Йешуа Дискина, раввина Пардес-Ханы. Через год он начинает преподавать в ешиве, первые ученики — пережившие Холокост сироты.
В 1950 уходит отец и раву Гершону предлагают его место. Рав не хочет прерывать обучение и отказывается, раввином Рамат а-Шарон на всю жизнь стал брат — рав Яков, тоже выдающийся мудрец Торы. Рав Гершон старался избегать общественных должностей, званий и почётов, но если не было выбора и общество нуждалось в нём — брал на плечи тяжкий груз. Только в 2000 он становится рош-ешива — после 55 лет преподавания в ней, признанный всеми как один из лучших педагогов поколения! Позже, уже почти под 100, по мере того, как здоровье рава Аарона-Йеуды-Лейба Штейнмана (1914-2017) ухудшалось, рав Гершон брал на себя всё больше обязанностей по руководству общиной. А после ухода рава Хаима Каневского (1928-2022) он — признанный лидер мира «литовских» евреев, глава Совета мудрецов партии «Дегель а-Тора».
Рав Гершон славился как «мастер компромисса». «Пути её (Торы) — пути мирные» — и рав Эдельштейн старался идти этими путями и вести по ним других. Он очень много сделал для уменьшения противостояния религиозных и светских евреев в Израиле; так, его толкование: «нерелигиозный еврей, которых жертвует жизнью ради защиты своего народа, удостаивается доли в Будущем мире подобно мученикам Лода» (ссылка на историю Талмуда о самопожертвовании для спасения евреев города). Немало религиозных юношей служат в Цахале на основании этого подхода — при том даже, что преобладающие на высших армейских этажах леваки периодически создают религиозным солдатам препоны в соблюдении заповедей. В большинстве случаев рав интерпретировал несоблюдение законов Торы светскими евреями как «совершаемое не по злому умыслу, но по невежеству», и подчёркивал, что у них статус «украденных (в младенчестве) детей», к которым надо относиться с терпением, поддерживать их и доброжелательно помогать вернуться на свои настоящие пути. Рав был духовным отцом тысяч молодых людей, благодаря ему многие укрепились на дорогах Закона и, не дай Б-г, не покинули их.
В педагогике рав Гершон придерживался принципа «мягкого воспитания» и позитивного влияния, рекомендовал максимально избегать наказаний, даже словесных, «иначе обида и недовольство ребёнка могут перевесить все остальные достижения». Рав был категорически против того, чтобы семьи прерывали связь со своими близкими, отошедшими от Торы. «Относиться к ним надо с уважением и дружелюбностью, ни в коем случае не отторгая». «Мужчина должен молчать и уважать жену даже во время конфликта», пусть она и не особенно права…
Он старался сглаживать межсекторальные противостояния в обществе, принимал всех, независимо от взглядов и положения. Пожалуй, единственное порой исключение — политики, рав не хотел участвовать в их закулисных играх. В эпоху коронавируса требовал строго соблюдать правила министерства здравоохранения и предостерегал от залихватства, пусть даже ради Торы. Он организовывал дистанционное обучение и объяснял, как укрепить души в состояниях изоляции. Его считали символом и образцом человечности, скромности, понимания, мягкости и отторжения любого экстремизма. Когда в 2007 в Поневеж возник конфликт, фактически разделивший ешиву на две (в одном здании и с общей столовой) и одна из сторон пыталась сделать рава олицетворением «своей правоты» — мол, «мы ратуем за его принципы педагогики» — рав Гершон категорически отстранился от споров и сглаживал противостояние. Свежие демонстрации «протестантов» возле дома оставляли рава равнодушным — и бойкот пекарни «Энжел», где занимал высокую должность участвовавший в этом буйстве бывший министр Омер Бар-Лев, происходил без его участия и поддержки. Кстати, сам Бар-Лев 4 июня посетил шиву семьи рава Гершона и принёс за своё поведение письменные извинения.
При этом рав Эдельштейн отнюдь не был этаким «котом Леопольдом» с «ребята, давайте жить дружно». Просто — таково было его понимание Торы и задач человека в мире. 16 июня 2022 он выступил с заявлением, что «правительство Беннета-Лапида занимается уничтожением устоев Торы» и «теперь, когда правительство приведено к присяге, намерения его ясны и его члены говорят о намерении изменить законы Торы и действовать вопреки им». Нетаньягу, тогда лидер оппозиции, многократно просил аудиенции у рава Гершона и удостоился её лишь в канун Рош-аШана, когда рав дал ему праздничное благословение. Рав Эдельштейн своей святостью, мудростью и миролюбием пользовался таким уважением в стране, что большинство политических деятелей Израиля со всех концов спектра опубликовали соболезнования со словами признательности и сочувствия после его кончины.
Расскажу немного о его последних днях, чтобы вы увидели, что такое истинный мудрец Торы. Их раввин провёл в больнице «Майней Йешуа» (Источники спасения) Бней-Брака. Рав госпитализирован в ночь праздника Дарования Торы (26 мая). Через несколько часов его состояние стабилизировалось, к учителю допустили группу студентов ешивы. Отдышка, слабость, боль — но рав Гершон молится, учится и проводит ежедневные уроки. Уроки шли с той же ясностью и аналитической глубиной, как обычно. Состояние ухудшалось, рав подключён к кислородной маске, чтобы облегчить тяжёлое дыхание. В последний день (30 мая, 10 Сивана) он проснулся рано и после молитвы, лёжа на койке, готовил очередной урок. Листки остались недописанными, душа праведника внезапно оставила тело. Видимо, его срочно вызвали на заседание в Небесном Суде или на урок в Высшей Ешиве…
Реакция на уход рава Эдельштейна: «погас свет добра, мира, взаимопонимания и любви. В нелёгкие нынешние дни нам будет очень не хватать его»; «уход такого человека всегда не вовремя, но сейчас, при обострённых конфликтах, он был крайне необходим его народу». Что ж, роль примирителя и мастера компромисса нам придётся брать каждый на себя — это и будет наилучшим благословением «человеку хеседа», праведнику добра.