Эрзац-проблема сегодняшней Америки

Фото: MATTEL

Много лет назад, еще в «совке», мне попалась британская книжка «Четвёртое сословие» (“The Fourth Estate”) про историю прессы этой империи, ограниченной Конституцией настолько, что она стала колыбелью права и демократии, при этом не сомневаясь в верховенстве монарха, который повелевает, но не управляет.

Из этой книжки я на всю жизнь запомнил историю про трех лондонских портных, которые в запамятные, но не уточненные времена обратились в Парламент с петицией, назвав себя «мы, портные с Тули-стрит, народ Англии». Фраза эта прочно вошла в британский политический словарь, став символом торжества части над целым, что сегодня в Соединенных Штатах знаменует победу демократии, попирая смысл этого слова. Наши меньшинства — расовые, этнические, гендерные, сексуальные, религиозные и прочие — борются за свои права, а добившись их, на этом не останавливаются, за что честь им и хвала. Эсэры Российской империи в начале прошлого века постулировали это девизом «В борьбе обретешь ты право свое», хотя стали утверждать это право террором. 

Трое лондонских портных объявили себя тем, что сегодня у нас называют «общиной» («сommunity»), которой может быть вся планета, материк, страна, год, район, двор, кружок … По мнению политического обозревателя Рича Лури, 54-летнего редактора консервативного журнала National Review, это слово «было захвачено и уничтожено, как слова ‘предпочтительный’, ‘присвоенный’ и ‘cобственный’, наряду с другими». Недавно в Нэшвилле, штат Теннесси, с детства почувствовавшая себя мальчиком 28-летняя Одри Хейл расстреляла троих 9-летних учеников и троихх взрослых работников местной церковно-приходской школы, после чего была убита полицейскими. На пресс-конференции начальник местной полиции уточнил, что она была трансгендером и обозначала себя в социальных сетях «мужскими местоимениями». 

Убитых детей и взрослых похоронили, их гибель в очередной раз осудили как недопустимый разгул оружия, а вместо осуждения убийцы, над Америкой в очередной раз зареяла фраза «община трансгендеров» (“trans community”) как символ униженной и оскорбленной части общества. В новостях канала NBC прозвучало, что «среди внимания к гендерной идентификации нэшвиллского стрелка в транс-общине превалирует страх», а канал NPR сообщил, что «после стрельбы в Нэшвилле адвокаты опасаются эскалации ненависти к транс-общине». Белый дом, нынешний обитатель которого через неделю после инаугурации в январе 2021 года разрешил трансгендерам служить в вооруженных силах, и на этот раз не остался в стороне. Пресс-секретарь президента Карин Жан-Пьер, сама представитель двух угнетаемых общин, назвала транс-общину объектом нападений. 

Без ссылки на портных с лондонской Тули-стрит Рич Лури отметил «распространение за последние годы эрзац-общин, обычно марширующих под коллективным знаменем маргиналов». Это можно увидеть на сайте Кампании за права человека (Human Rights Campaign), где идет речь о цветных общинах. «Цветные (People of color), — утверждается там, — как и сообщество LGBTQ+, сталкиваются с вызовами на основании своего опыта на перекрестке двух маргинализированных общин нашего общества». По-русски это звучит почти тавтологией, но по-английски слова «община» (communitу) и «общество» (society) очень даже разные, и Рич Лури поясняет, что подобное идеологическое использование слова «община» очень мало, если вообще относится к тому, о чем идет речь — к отдельным группам часто живущих вблизи друг от друга людей, которые разделяют общую практику, ценности и нормы. Лури цитирует жившего на стыке позапрошлого и прошлого веков немецкого социолога и криминолога Фердинанда Тённиса, который определил общину как «органический и естественны вид социальной группы, члены которой связаны чувством принадлежности, созданной ежедневными контактами во всех аспектах деятельности». 

Общиной в таком случае можно считать соседей, храм и даже, за редкими исключениями, спортивную команду. Рич Лури приводит пример звезды американского бейсбола Джо Ди Маджио, который вырос в семье рыбака в деревне на итальянском острове Сицилия, что было одной общиной, а другой стала община иммигрантов-итальянцев в Сан-Франциско, где семья Ди Маджио оказалась в начале пришлого века, а в 1914 родился Джузеппе, он же Джо. Этнические общины стали неотъемлемой частью наших больших городов, включая Нью-Йорк с его «маленькой Италией», «маленьким Китаем» и «маленькой Одессой», которая на глазах превращается в «маленький Ташкент». Общиной можно считать общность гомосексуалистов, которые, как определил Фердинанд Тённис, тоже «связаны чувством принадлежности, созданным ежедневными контактами во всех аспектах деятельности». 

Но считать себя общиной, пишет Рич Лури, трансгендеры вряд ли могут с таким же правом, как, скажем, белые, черные, рыжие или левши. «Абсурдно считать общиной, — написал он, — отдельную группу меньше чем в полпроцента населения по всей стране, которая живет иначе и в разных ситуациях поступает иначе». Как недавно определили газета Washington Post и фонд Kaiser Family, эти люди могут одеваться в наряды другого пола, проходить терапию гормонами или подвергаться хирургии, могут называть себя другим полом, могут поступать, как им заблагорассудится, но трансгендеры не входят в общину LGBTQ, и их знамя какое угодно, но не шестицветное. Понимаю, что услышать такое Одри Хейл будет неприятно даже на том свете, но я ей не сочувствую, а к тому же, насколько мне известно, небесная канцелярия в данном случек считает иначе, чем 46-й президент США. 

Как полагает Лури, и тут я ему не советчик и не антисоветчик, наши славные геи и лесбиянки тоже не особенно довольны переходами из одной ориентации в другую и обратно. Они не сомневались в том, кто они, в чем и состоит крепость их общины, их кредо, их mоdus vivendi и modus operandi. А тут возникает некий промежуточный пол, который называет себя разными местоимениями, и сопутствующие этому попытки сыграть на нашем естественном чувстве, что все общины равны и трое портных с Тули-стрит — тоже народ Англии, хотя и не весь. «Когда полиция Нэшвилла сообщила, что убийца троих детей и троих взрослых в школе была трансгендером, — сообщило 31 марта агентство новостей Reuters, — трансгендеры Теннесси сплотились в штате, законодатели которого недавно предложили пакет анти-транс законов… Это проблема не трансгендеров, а проблема оружия, — сказал Микул Соссиа, переделанный мужчина из ночного гей-бара в Нэшвилле. — А они хотят превратить это в их проблему».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора