Двадцать лат назад Егуда уговорил своих братьев продать Йосефа в рабство. И вот сегодня все они попадают в руки главного министра Египта, не подозревая о том, что он и есть их брат Йосеф. Должна произойти развязка их долголетней ссоры.
Трудно сказать, кто виноват в случившемся. И в первую очередь Яаков, который выделял Йосефа своей любовью, что вызвало ревность у других сыновей. Он же, возможно, и получил самое большое наказание — двадцать два года страданий о пропавшем сыне. Виноват и сам Йосеф, неосторожно рассказывая о своих снах.
“И приносил Йосеф на своих братьев злую клевету отцу”, — рассказывает нам Тора. Конечно, он хотел исправить своих братьев. Йосеф рассказывал правду, но сначала следовало честно поговорить с братьями: Реувеном, Шимоном, Леви и Иегудой, и если бы его честный разговор с ними не возымел действия, лишь тогда он мог бы обратиться к отцу. Не сделав этого, Йосеф разжег ненависть в их сердцах. “Он хочет погубить нас, пока не поздно нужно отстранить его от семьи”, — думали братья. Виноваты и братья, позволившие ревности и ненависти вкрасться в их сердца.
Иегуда останавливает братьев, задумавших убить Йосефа. Вместо этого, он предлагает продать Йосефа в рабство. Он рассказывает Яакову о его случайной смерти, показав окровавленную козью шкуру — одежду Йосефа. Мы находим удивительную точность наказания Иегуды. Он привел своего отца к трауру, и сам хоронит двух своих сыновей. Он обманул отца, жена его умершего сына Тамар обманывает и позорит его, обернувшись в одежду, из козьей шкуры. Братья, продавшие в рабство Йосефа и обманувшие отца, в трауре разорвавшего свои одежды, будут наказаны. Придет день, и теперь уже обманутые братья разорвут на себе одежды и назовут себя рабами главного министра Египта — своего брата Йосефа.
И таких “случайных” совпадений в Торе множество, и каждое учит нас тому, что все случайности закономерны. Что посеешь, то и пожнешь.
Итак, через 20 лет после продажи Йосефа в рабство в страну Израиля приходит страшная засуха и голод. Дети Яакова направляются в Египет в поисках хлеба. За эти годы египетскому рабу Йосефу пришлось многое пережить. Преследуемый женой своего хозяина Потифара и брошенный в тюрьму, Йосеф разгадывает сны министров фараона. Фараон который назначает его главным министром Египта. И вот однажды Йосеф узнает своих братьев, прибывших в Египет купить хлеб. Он не открывается им, а приказывает арестовать их, обвинив в том, что они лазутчики вражеской страны. “Мы хотели лишь купить хлеба для наших семей, нашего отца и младшего брата Беньямина”. Йосеф, притворившись, продолжает расспрашивать их через переводчика об отце и брате и восклицает: “Пусть подтвердятся ваши слова. Приведите сюда вашего младшего брата Беньямина”.
Вернувшись в Израиль, братьям не удается уговорить отца отпустить Беньямина в Египет. После потери Йосефа Беньямин является единственным утешением отца.
Засуха и голод продолжаются. Тогда Иегуда все же уговаривает Яакова отпустить Беньямина в Египет с ними, чтобы спасти семью от голода. Иегуда обещает Яакову, что сумеет вернуть Беньямина домой.
Увидев младшего брата, главный министр Египта поверил братьям, пригласил в дом и дал им подарки. Однако Йосеф приказывает слугам подложить свой бокал в мешок Беньямина. Братья направляются домой, но не успевают отойти далеко, как их настигает стража министра и обвиняет в краже.
“Этого не может быть, — отвечает Иегуда. — Если найдете у кого-то бокал, то вор будет вашим вечным рабом.” Стража приступает к обыску и у младшего брата Беньямина находит бокал министра. Иегуда и его братья рвут на себе одежду со словами: “Все мы будем рабами!”. Они возвращаются к министру фараона, т. к. невозможно показаться отцу без Беньямина.
“И приблизился к Йосефу Иегуда”. С этих слов начинается наша недельная глава. Иегуда рассказывает египетскому министру о том, что старший брат Беньямина, Йосеф, пропал и что их отец, Яаков, провел долгие годы в трауре и горе. Сегодня Беньямин — его единственное утешение. “Отпусти его и позволь мне остаться рабом вместо него”, — обращается он к Йосефу. — Потому что мой отец не выдержит, он умрет, узнав о потере Беньямина”.
И тогда Йосеф открылся. “Я Йосеф! — воскликнул главный министр Египта. — А мой отец еще жив?” И затрепетали братья перед Йосефом, узнав проданного ими в рабство родного брата. И заплакал Йосеф и сказал: “Я брат ваш Йосеф, которого продали вы в рабство в Египет. А теперь не печальтесь, ведь Всевышний послал меня сюда, чтобы я смог прокормить всю семью”. Йосеф приглашает братьев вместе с отцом переехать в Египет. Что и произошло. Их потомки, евреи, будут находиться там вплоть до их Исхода из Египта.
Обычно это принято считать проявлением великодушия Йосефа, простившего своих братьев. Это так. Однако почему, открываясь братьям (“Я Йосеф”), он спрашивает: “А мой отец еще жив?” Неужели он не слышал рассказа Иегуды, который просил отпустить Беньямина, ибо их отец Яаков не выдержит потери? Уже несколько раз братья рассказывали Йосефу о своем отце. И если Йосеф так великодушен, то почему он так долго испытывал своих братьев, почему не открылся им сразу?
Великодушие Йосефа велико, но также велико его стремление помочь братьям раскаяться. “Иегуда, ты утверждаешь, что отец не выдержит потери Беньямина? Думал ли ты о страданиях отца, продавая меня в рабство?”
И затрепетали братья перед Йосефом, осознав свою ошибку. И лишь тогда Йосеф простил их великодушно.
Один из величайших еврейских мыслителей Израиль Мэир Коган, живший в Литве в начале прошлого столетия, написал книгу “Хофец Хаим” (“Стремящийся к жизни”), целиком посвященную законам взаимоотношений между людьми. Он приводит потрясающую мысль. История Йосефа начинается с дурного слова, с клеветы и ссоры, а кончается тем, что Яаков и все его двенадцать сыновей переселяются в Египет. Но ведь это начало порабощения евреев! “Дурной язык” и беспричинная ненависть евреев друг к другу явились главными причинами разрушения Храма и продолжающегося изгнания.
Но в этом же самом рассказе есть и другая историческая параллель, полная надежды. Да, Иегуда продал Йосефа в рабство, но ведь этим он спас его от смерти, от гнева стремящихся убить его братьев.
А двадцать два года спустя, оказавшись в аналогичной ситуации, Иегуда доказал, что он раскаялся и стал другим человеком. Он не оставил брата Беньямина в египетском рабстве, а был готов стать рабом вместо него.
Да, велика разрушительная сила ненависти, дурного слова. Но вдумаемся в созидательную миссию доброго слова, благородного поступка.