Должно продолжать: «смотрим с грустью». Так, по крайней мере, большинство населения взирает на развал прежнего, привычного мира. Перечислять признаки этого развала — «таскать вам, не перетаскать». Утрата моральных ориентиров, открытое небрежение любыми правилами личного и международного общежития (не только в политике, где это зашкаливает), легализация всего, что разрушительно для человеческого общества, от «лёгких наркотиков» до сексуальных извращений. Экологические и экономические кризисы, крайняя безответственность лидеров, прикрываемая крикливой бессодержательной демагогией, превращение социальных «сетей» в сети по уловлению душ и карманов. Медицина изрядно опозорилась при коронавирусной пандемии, но это — детский лепет в сравнении с позором политиков и компаний, делавших рекламу и деньги на чужих смертях. В начале пандемии прозревшие «шакалы пера» заголосили хором, что «мир изменился и назад не вернётся», а нынче лейтмотив аналитических материалов — «какая из опор раньше рухнет?». Бомбой ядрёной перебросятся, водичка ли обмелеет, кофий закончится, дырку в атмосфере либо в земной мантии просверлят, болезнь новенькая нагрянет?..
Короче, незыблемость миропорядка больше не обсуждается. До боли это напоминает талмудическое: «Пусть он (Машиах) скорей придёт, но пусть я не буду жить в ту эпоху». Чтобы прожжённый политикан Герцог, 30 лет привыкавший к непристойной предвыборной ругани, умолял петухов «хоть немного угомониться, а не то вы на ножи перейдёте» — это песня. «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».
Разумеется, легко подобрать эпохи и страны, когда было хуже; куда сложнее отыскать в истории этакую совокупность «кризисов», которые, как и положено в состоянии «полураспада», не только не решаются, но укрепляются и приплюсовываются. По мотивам «дедушки Ленина»: старый мир поддерживает себя с трудом, «верхи его не могут, низы не хотят (например, мобилизовываться в Украину)», а новый покуда сокрыт. Безвременье.
Думаю, слово найдено: безвременье. Это — не хорошее и не плохое время, а его отсутствие. Найдите хоть какую-нибудь реалистическую жизненную концепцию, возникшую за последние пару лет, моральный принцип либо осмысленную стратегию? Публика живёт в основном перепевами старья. Нет, то есть в сфере бреда новинок хоть отбавляй: от «стипендий имени святого Флойда» и цензуры «сайт не найден» до «освобождения территорий Украины (Сирии, Ливии, Карабаха…) от местного националистического населения». Но зря пыжатся, выдвижение погромщиков БЛМ на Нобелевскую премию мира не переплюнуть! Всё это — мусор времени, шелуха, за которой никакой долговременной силы. Безвременье — это когда время порождает шелуху.
И всё это — обратите просвещённое внимание — происходит на фоне нарастающего вала технических новшеств, множества невиданных научных концепций и открытий, особенно вокруг компьютеров. Но даже такие «костыли», которые и чемпиона мира заматуют, и симфонию составят, и информацию подберут, и проект до косточек рассчитают… не придают нам сил на творчество в том, что касается разума и совести. То есть — самого человека!
О символах. Уходит Горбачев — как сказал Боря Гулько, «порядочный человек во главе бессовестной страны», открыватель новой, недавно завершившейся эпохи. За месяцы до него Жириновский — клоун эпохи. Бродячий сюжет: король и клоун раскланиваются. Уходит королева Елизавета — хранитель стабильности, символическая связь веков. В один день с ней рав Йоэль Шварц — великий мудрец и автор сотен книг, который, в частности, занимался герами и неевреями, пожелавшими жить по предложенным Создателем законам. Тот, про кого, пусть с полемическим перехлёстом, сказал умный человек: «один из немногих раввинов, который не боялся иудаизма. Думал, как надо, а не что скажут». Видимо для моего глаза — прерывается связь времён.
Уходит вчерашнее — но что собирается родиться? Можно, конечно, положиться н классику: «Мучилась (эпоха) схватками — и родила Сион», вспомнить предшествующие родам «9 месяцев, когда Ишмаэль (Мусульманское братство?) будет править Израилем». Но давайте от теоретической перейдём к науке экспериментальной и, если их данные совпадут — это крупный козырь за правильность теории.
Очевидным началом «новой эпохи» безвременья стал коронавирус. Ваш покорный трижды насладился его разновидностями и стал в некоторой степени экспертом. Знакомые врачи (и статистика) подтвердили гипотезу: «корона» в первую очередь занята тем, что выявляет, активирует приглушённые до того проблемы организма и психики. Оттого так много уходящих или страждущих не от ковида собственно, но от «последствий»: слабые места под ударом, «водичка дырочку найдёт». А теперь посмотрим под этим уголком на события немедицинские. Вам не кажется, что происходит нечто подобное, что застарелые, хронические, приглушённые конфликты и потайные бесстыдства вылезают на авансцену?
24 февраля началась отмена, а 21 сентября, видимо, завершился российский «контракт» между паханской властью и молчаливым большинством: «вы нам не мешаете, а мы вас умеренно режем». Не случайно это идёт под номограммой «Z» — последней буквы чужого алфавита, в русском символизирующей… ну, скажем, конец, в смысле отнюдь не грудь. В Израиле: безумная череда выборов и создание закулисными интригами правительства восьми «лебедей, раков и щук» с дальнейшим его развалом — доказали порочность политической системы и невозможность в «каждый по-своему думающем» еврейском народе единства. То есть: единства вне консенсуса, который — или общая беда, или общий Закон — Тора. Что вам привлекательней?
К слову, из сокрытости выплывают не только дурные сказки: так, в украинском народе, раздроблённом, «самостийном», погрязшем в склоках и коррупции вдруг, с помощью соседа, стало проглядывать общее, идея объединения. А символом народного единства сделался ассимилированный еврей.
Прагматичная Америка избрала президентом синильного старичка, который всё больше путается в именах и цифрах, и придала ему в помощь ленивую болтушку. Не подсказка ли это о тех, кто и раньше, за спиной импозантных харизматичных лидеров, командовал парадом? Что делят Азербайджан и Арменией, я ещё могу понять — их сумгаит-карабахская дружба крепка и не нова. Но вот зачем кыргызы с таджиками год за годом убивают десятки и дружно сносят совместное село Баткен (Дружба) в попытке разделить одну водораспределительную станцию? А столетие свары Эфиопии с Суданом за небольшую беспокойную провинцию, озарившееся очередными сражениями? А январская Алмаатинская трагедия, «революция из-за ничего» и варварское её подавление? А кровавая гражданская война в Мьянме после переворота — там ведь не в идеи, только в голую власть вцепились военные?
Не международная ли это матрица большинства политических процессов, где на кону власть и ресурсы, а идеология подрисовывается под текущую потребность? Чего ищут жители пустынного Каракалпакстана у высыхающего Аральского моря — независимости? Они же бегут от нищеты в соседние страны!.. Ещё один паттерн родоплеменной дикости, подогревающей воду раздоров в половине мира. «И так далее…» — по шуточному вальсу Штрауса.
Мы знаем от мудрейшего из людей, что «Б-г испытывает сердце и исследует почки». Сердце здесь символизирует ум, почки — эмоциональность. Идёт в безвременье самоиспытание и самопознание человечества. Растёт — для способного думать — возможность свободы от застарелых штампов сознания; ситуации принуждают осмотреться, притормозить и научиться задавать вопросы. Если добавить к этому развитую технологию, так сказать (на коммуняцком жаргоне): «построенную материально-техническую базу коммунизма», то можно от грусти перейти к бодрящей пляске. Похоже, что на Земле всё или почти всё готово к куда более здравой и осмысленной реальности. Вопрос о той маленькой недостающей капельке, без которой отчего-то вода покуда не пробивает запруду. Не в наших ли она сердцах?
Напомнило: «Наибольшим бенефито-получателем от вакцин, явились фармацевческие предприятия»