Три принципа

Большую часть раздела «Аазину» занимает песнь, в ярких метафорических образах которой отражено гармоничное единство Творения. Прошлое, настоящее и будущее сплетаются в единый поток истории. Перед взором Моше открывается вся реальность, в которой нет противоречий, где события разных эпох дополняют и раскрывают друг друга. Вначале Моше призывает небо и землю в вечные свидетели тех несчастий, которые постигнут евреев, если они изменят Б-гу и Торе. В песне последовательно раскрываются главные исторические темы: 1) Б-г создал мир для того, чтобы все населяющие его народы стремились к выполнению Его воли, причем посредническая миссия была возложена на евреев; 2) Б-г дал сынам Израиля Святую землю, чтобы они служили Ему с радостью, пользуясь материальным изобилием, но они, неблагодарные, изменили Ему; 3) Еврейский народ заслужил полного истребления, но Б-г проявил милосердие и ограничил наказание их изгнанием из Эрец-Исраэль; 4) В конце дней евреи будут спасены. Моше ярко описывает предстоящую эпоху спасения еврейского народа, восстановления его престижа и наказания его врагов. В конце раздела Б-г дает последнее указание Моше: взойти на гору Нево и приобщиться к своим предкам.

***

Три принципа

«И разжирел Йешурун, и стал брыкаться…» (32:15) Общение с религиозными евреями убедило меня, что среди них есть люди, чья нравственность и духовность буквально не от мира сего.

Один из них, выдающийся раввин, сформулировал три принципа, на которых строятся его отношения с другими людьми. Первый принцип: «Я был создан, чтобы служить другим, но никто не был создан для того, чтобы служить мне». 

Второй принцип: «Я не сделал бы это тебе, но, если ты делаешь это мне — что ж, пусть будет так». Данная формула требует разъяснения. Она вовсе не значит, что человек должен превратиться в коврик у двери, о который может вытирать ноги каждый входящий. Но постфактум, если ты сделал мне что-то плохое, за что я могу подать на тебя в суд или как-то отомстить тебе, но я этого не сделаю, то мне будут прощены все мои грехи. 

И, наконец, третий принцип: «Что бы я ни сделал для тебя, этого недостаточно, а что бы ты ни сделал для меня, это больше того, что я заслуживаю».

В идиш есть распространенное выражение: «бобе майсез», в буквальном переводе: «бабушкины сказки». Речь идет об историях, притчах и идеях, не имеющих под собой основания, бессмыслице. Но иногда «бобе майсез» сообщают нам глубокие идеи, заимствованные у еврейских мудрецов. 

Третий из перечисленных принципов как раз относится к этой категории: «Что бы я ни сделал для тебя, этого недостаточно, а что бы ты ни сделал для меня, это больше того, что я заслуживаю». Раввин слышал это выражение от своей бабушки. Причем та же самая идея содержится и в одном из трактатов Талмуда «Дерех эрец зутта». В главе 2 этого трактата сказано: «Если ты сделал другим что-то очень хорошее, пусть это будет малым в твоих глазах. А если они сделали тебе мало хорошего, пусть это будет много в твоих глазах».

«И разжирел Йешурун, и стал брыкаться…». Этим словам предшествует красивое поэтическое описание тех благ, которые Всевышний дал евреям, как Он заботился о них и оберегал их в пустыне. Но, к сожалению, человек далеко не совершенен: когда он считает, что заслуживает большего, то, что бы он ни получил, покажется ему недостаточным. И, в итоге он отвергнет своего благодетеля. 

Даже Йешурун (одно из названий еврейского народа), что означает «прямой», «прямодушный», пойдет по кривой дорожке, изменит Благодетелю и начнет «брыкаться», если его чувство благодарности меньше его же аппетита.

Неполный идиот

«Защитником, создавшим тебя, пренебрег ты; и забыл Г-спода, тебя сотворившего» (32:18). Чтобы понять незнакомого человека, узнать, надежен ли он, одолжите ему деньги. Рискованно, конечно. Зато результат будет точный.

Один студент взял взаймы крупную сумму денег. Когда пришло время возвращать долг, он понял, что эта тяжелая задача ему не по плечу, и обратился за помощью к другу. Друг дал такой совет: «Когда придет твой кредитор, посмотри на него выпученными глазами, как будто видишь в первый раз. Приоткрой рот и высунь язык. Еще слегка подергивай плечом. Как только он заговорит о деньгах, посмотри сквозь него, как будто его нет. Короче, притворись сумасшедшим».

«Прекрасная идея!» — воскликнул должник.

Через несколько дней друзья встретились вновь. «Ну, как твой долг?» — «Прекрасно, операция прошла блестяще, — ответил должник. — Когда я начал разыгрывать сумасшедшего, он испугался и тут же ушел. Уж не знаю, как тебя благодарить. Кстати, у тебя не найдется для меня тысяча долларов — месяцев на пять?» «Конечно, найдется. Мы же друзья!»

Через пять месяцев друг явился за деньгами. Из дверного проема высунулась взъерошенная голова. Приоткрытый рот издавал нечленораздельные звуки; с губ стекала слюна. Выпученные безумные глаза смотрели сквозь гостя; левое плечо подергивалось.

«Да ты и вправду сумасшедший! — воскликнул обескураженный гость. — Ты что, не узнаешь меня? Ведь это же я, идиот!»

Многие из нас думают, что забывчивость — это несчастье. С годами память все чаще отказывает нам. В старости мы отчетливо помним лишь то, что произошло с нами в ранней юности, как будто это было вчера. Зато мы тут же забываем, что делали пять минут назад, куда положили очки или ключи… 

Нет, забывчивость — это не порок, а благо. Если бы мы не умели забывать, то жизненные неудачи и разочарования мешали бы нам жить, а трагедии просто убивали. Забывая прошлое, мы редко оглядываемся назад и продолжаем строить свою жизнь после, казалось бы, непереносимых ударов судьбы. 

Из всех своих сыновей праотец Яаков больше всего любил Йосефа. Эта любовь вызвала зависть у других братьев, и однажды они продали в рабство папиного любимчика. Чтобы скрыть свой поступок, они вымазали козьей кровью рубашку Йосефа и предъявили ее отцу в качества вещественного доказательства его гибели. Яаков поверил в то, что пропавшего сына растерзал дикий зверь. Он разорвал на себе одежды и погрузился в траур. 

Время шло, но боль утраты не утихала. Яаков был безутешен. Он сказал детям, что так и сойдет в могилу, горюя о потерянном Йосефе.

Такими создал нас Б-г: мы перестаем оплакивать лишь тех, кто навсегда ушел из этого мира. А если он жив, горе не отступает. Вот почему Яаков продолжал страдать. Утешение дается только тем, кто понес настоящую утрату, но ведь Йосеф, как мы знаем, был цел и невредим, и даже сумел сделать головокружительную карьеру в Египте.

В сегодняшнем разделе сказано: «Забыл ты Г-спода, тебя сотворившего». Б-г милосердно стирает из нашей памяти многое из того, что мешает нам преодолевать горе и отчаяние. Если бы мы не умели забывать, то не могли бы нормально жить. Если бы время не смягчало боль, наше существование было просто невыносимым.

Да, забывчивость — Б-жий дар. Но нельзя использовать его против Самого Творца. Только сумасшедший может брать, делая вид, что не знает Дарителя.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 4,83 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора