В первых трех разделах книги «Дварим» («Дварим», «Ваэтханан» и «Экев») Моше призывал сынов Израиля перед их вступлением в Эрец-Исраэль любить, чтить Б-га и выполнять Его законы, предостерегал их от забвения своей миссии. Пророк изложил основы еврейской веры и напомнил о главных событиях Исхода. Три следующих раздела, начиная с «Реэ», составляют законодательное ядро книги: в них изложены в общей сложности около 170 заповедей.
Моше сообщает евреям, что выбор между соблюдением и несоблюдением законов Торы — это, по существу, выбор между благословением и проклятием. Вступив в Эрец-Исраэль, они должны сжечь деревья, которым поклоняются местные язычники, и уничтожить их священные изваяния. Приносить жертвы Б-гу можно только в специальном месте — индивидуальные жертвенники запрещены. Моше несколько раз напоминает о запрете употреблять в пищу кровь животных. В пустыне скот резали только в передвижном Храме, а в Эрец-Исраэль убой скота для еды можно проводить везде. Далее Моше призывает евреев не подражать другим народам, ничего не добавлять к Торе и не убавлять. Лжепророки, призывающие евреев оставить Тору и поклоняться идолам, должны быть казнены. Нельзя щадить и «агитаторов», пропагандирующих идеи, чуждые Торе, даже если это близкие родственники или друзья. Еврейский город, жители которого стали идолопоклонниками, должен быть полностью уничтожен. Запрещается наносить себе увечья в знак скорби по умершим. Моше вновь перечисляет кошерных и некошерных животных, рыб и птиц; повторяет запрет смешивать в еде мясо и молоко. Продукты второй десятины, выделенной из урожая, должны быть съедены владельцем в Иерусалиме, а если продуктов очень много, разрешается обменять их на деньги и купить еду в Святом городе. Дважды в семилетие эту десятину отдают беднякам. Сыны Израиля должны проявлять милосердие к соплеменникам: в седьмой год (год шмиты) прощать им долги и займы. Б-г обещает изобилие тем, кто выполняет эту заповедь. Еврейский раб выходит на волю после шести лет службы, получив вознаграждение за свой труд. Если раб не хочет уходить, ему прокалывают ухо шилом у дверного косяка, и он остается в неволе до пятидесятого «юбилейного» года. Раздел завершается описанием трех праздников — Песах, Шавуот и Суккот, во время которых полагается совершать паломничество в Иерусалим.
***
«Сыны вы Б-гу, Г-споду вашему: не делайте на себе надрезов и плеши не делайте над глазами своими по умершим» (14:1).
Один царь послал своего сына, наследного принца, на несколько лет в дальнюю деревню. Царь хотел, чтобы принц обучился там некоторым навыкам управления. Проще говоря, устроил ему длительную выездную стажировку.
Прошло время, срок обучения закончился, и царь вызвал сына домой, будучи уверенным, что тот приобрел все необходимые навыки для управления царством.
Жители деревни провожали принца с тяжелым сердцем. Многие плакали. Вдруг один из них воскликнул: «Почему вы плачете? Ведь он же сын царя и возвращается к себе домой, во дворец! Радоваться надо».
Наша душа в этом мире похожа на того принца, стажировавшегося в дальней деревне. Мы живем на земле лишь с одной целью: изучать законы «Царской власти». Душа облечена в физическую оболочку, но она стремится «домой», в небесный «дворец».
В сегодняшнем разделе Тора запрещает евреям делать себе надрезы и плеши над глазами в знак скорби по умершим, поскольку именно так поступали идолопоклонники библейской эпохи.
Любопытно, что в том же месте, «над глазами», полагается накладывать коробочку тфилин. Тора учит, что, наложив на лоб и на руку тфилин, нельзя ни на мгновение забывать о них. Во время молитвы наш внутренний взор должен быть направлен на эти черные коробочки, куда вложены кусочки пергамента со священными текстами.
Точно так же мы не должны ни на минуту забывать о цели своего существования в физическом мире и о цели самого этого мира. Нельзя превращать место наложения тфилин в плешь, пустоту, которая образуется, когда человек слишком сильно скорбит по тому, кто вернулся во «дворец».
Нам запрещено уродовать себя в минуты горя. Ведь тело — это ничто иное, как наша земная одежда. Но оно не наша суть. Человек не должен отождествлять себя с одеждой, какой бы красивой и удобной она ни была.
Физический мир не должен отвлекать нас от сути нашей стажировки в нем — ни горем, ни излишними удовольствиями. Ибо вся цель этого мира и нашего существования в нем состоит в том, чтобы вернуться в другой мир, Мир истины, вернуться с багажом накопленных знаний и выполненных заповедей.
Помня об этом, мы не испытаем ни разочарования, ни депрессии. И все жизненные перипетии покажутся нам лишь заранее приготовленными заданиями продолжительной стажировки.
«Гиперболизм»
«Не ешьте никакой мертвечины…» (14:21). Вы знаете, что такое гипербола? В Академическом словаре русского языка (Москва, 1981 год) сказано, что это «стилистический прием чрезмерного преувеличения каких-либо свойств изображаемого предмета… с целью усиления впечатления».
Еще сравнительно недавно, в невинных 50-х — 60-х годах, известных киноактеров и спортсменов величали «звездами». Конечно, только большой фантазер может уподобить человека невообразимо гигантскому и горячему космическому телу, свет которого распространяется в пространстве на триллионы километров.
Но к гиперболам, даже самым нелепым, быстро привыкают. В 70-х годах, когда число «звезд» многократно возросло и их свет перестал слепить почитателей, появился новый модный эпитет: «супер-звезда». Им награждали тех же простых смертных, ничем не отличавшихся от прежних «звезд». Но кому есть дело до правды? Парад лингвистического абсурда набирал силу, и вот уже «супер-звезд» сменили «мега-звезды». Что дальше?
Кошерная шхита (забой животных в соответствии с законом Торы) обставлена множеством галахических требований. Шохет (резник) должен быть Б-гобоязненным человеком. Его нельзя подгонять, заставлять работать «по плану». У него должно быть достаточно времени для проверки заточки ножа и состояния животного. Он должен быть спокоен, уравновешен, чтобы во время шхиты давить на лезвие ножа с нужной силой, не больше и не меньше.
Шохет должен внимательно проверить легкие животного, поскольку спайки на легочной ткани не так-то легко заметить. В сомнительных случаях ему предстоит решать, можно ли считать животное кошерным.
Если в легких совершенно нет спаек, оно получает статус «глат-кошер». В среднем только от двух до четырех процентов зарезанных животных признаются кошерными столь высокой пробы.
А теперь скажите: почему на вывесках почти всех ресторанов, кафе и мясных лавок — особенно в Иерусалиме, красуется надпись «глат-кошер»? Ведь такого просто быть не может. Оказывается, мир кашрута тоже подвержен заразной болезни «гиперболизма» — в не меньшей степени, чем Голливуд. Короче, не верьте вывескам.
Куда торопиться?
«Ибо поспешно ушел ты из Страны Египетской…» (16:3). Предсказывая конец нынешнего галута, пророк Иешаяу говорит: «Ибо неторопливо выйдете, и не бегом уйдете…» (52:12). Человек бежит чаще всего по двум причинам: либо он пытается как можно быстрее отдалиться от места, в котором только что находился, либо стремится поскорее добраться в место назначения. Иначе говоря, мы спасаемся бегством из бездны и спешим к «сияющим вершинам».
Оба положения, пишет Виленский Гаон, имеют прямое отношение к Исходу из Египта: с одной стороны, сыны Израиля бежали от египтян, а с другой стороны, они стремились к горе Синай, чтобы получить Тору.
Иешаяу сообщает нам, что в грядущую эпоху Третьего спасения (вслед за Исходом из Египта и возвращением из Вавилонского плена) нам не придется ни «бежать», ни «спешить». Во-первых, за нами никто не будет гнаться, поэтому и убегать будет не от кого. И, во-вторых, нам не понадобится спешить к «месту встречи», поскольку Всевышний, конечная цель всех наших странствий, будет сопровождать нас на всем пути. Он будет рядом с нами каждый час и каждую минуту, как уточняет Иешаяу в той же пророческой фразе: «Ибо впереди вас пойдет Г-сподь, и стражем позади вас — Б-г Израиля».