Особый стиль Уильяма Клейна (1928)

Фотограф, живописец, постановщик фильмов, графический дизайнер, Уильям Клейн — один из наиболее спорных и влиятельных художников ХХ столетия. Где бы и что бы он ни снимал, его фотографии имеют примечательную особенность — они хорошо узнаваемы. 

Они выглядят грубыми благодаря высокой контрастности, перекошенности кадра, зернистости изображения и порой выпадающего из плоскости снимка переднего плана. Клейн исходит из того, что в творчестве нет правил и поэтому можно всё. Он создал свой особый стиль, наполненный энергией и динамизмом, придающий изображаемой сцене эффект спонтанности. 

Уильям Клейн родился на окраине Гарлема в еврейской семье эмигрантов из Венгрии. Его отец, владелец магазина одежды, вскоре после рождения сына разорился во время депрессии. В 1938 году Уильям поступает в Townsend Harris an experimental High School, где ученики за два года проходили четырёхгодичный курс. В эти годы он, интересуясь искусством, рисовал своих друзей, был художественным руководителем школьной газеты. Одним из близких друзей Клейна был Джек Кроль, будущий театральный и кинокритик Newsweek.

Их многое сближало, оба происходили из семей бедных еврейских эмигрантов, оба были одарёнными детьми. Кроль вспоминал: «В школе Уильям был умным, и мы его за это любили. Тогда нашим вторым домом был МоМА (Музей современного искусства). Мы там как будто погружались во всё — не только в живопись, но и в дизайн, фотографию и кино. Всё это было центром нашей жизни. Мы были двенадцатилетними маньяками, непрерыво рассуждающими о Гриффите и дадаистах, Фритце Ланге и Ле Корбюзье. Это было замечательно! Мы приближались к миру искусства невинно, но это было для нас поистине важно».

Наряду с интересом к искусству Клейн много читает: Гоголь, Достоевский, Исаак Бабель, Драйзер, Джек Лондон, Эптон Синклер, Бальзак. В четырнадцать с половиной лет, на три года раньше, он окончил школу и поступил в City College of New York (теперь City University), где изучает социологию. В 1945 году, не доучившись год, Клейн бросает колледж и на два года отправляется служить в армию США. В его неустроенной юности это было выходом, давшим неожиданный поворот судьбы.

YM 1558Сначала Клейн находился в послевоенной Германии, потом в Париже. Он был карикатуристом в армейской газете. В 1948 году Клейн поступил в Сорбонну согласно франко-американской программе культурного обмена, где изучал абстрактную живопись и скульптуру. После этого Клейн навсегда обосновывается в Париже. Он мечтал жить в этом городе с детских лет подобно Ман Рэю, Генри Миллеру, Гертруде Стайн и другим американцам. Короткое время Клейн учился у художника-кубиста Андре Лота и у Фернана Леже, занимаясь абстрактной геометрической живописью и графическим дизайном, но всё больше начинает увлекаться фотографией. Его привлекали фотографии Ман Рэя, экспериментировавшего в разных техниках, авангардистские работы Макса Билла, баухаузского художника, архитектора и фотографа. 

Легендарная творческая карьера Уильяма Клейна началась в 1954 году, когда Александр Либерман, в то время художественный директор Conde Nast, увидел в одной из парижских галерей на выставке его абстрактные и экспрессивные фотографии. Он приглашает 26-летнего фотографа в Нью-Йорк для работы над специальными проектами для журнала Vogue. «Я чувствовал себя словно воздушный шар Macy’s, спустившийся с неба после полёта по миллиону орбит», — писал Клейн о своём возвращении в город в 1954 году после многолетнего отсутствия.

Для своего первого проекта он предложил фотографический «дневник того, что чувствуешь, возвращаясь домой». Либерман убедил дирекцию Vogue финансировать проект, создав Клейну условия, о которых можно было лишь мечтать: зарплата, неограниченное количество плёнки и её обработка, свобода выбора формы представления объектов съёмки. Фотографировал Клейн камерой «Лейка» с широкоугольным объективом. На протяжении восьми месяцев Клейн бродил по Нью-Йорку, пытаясь изобразительно выразить сущность этого своеобразного, многоликого города.

Необременённый формальным образованием, Клейн создал свой грубый, спонтанный стиль, вдохновлённый эстетикой газетных (New York Daily News) и уличных таблоидов. В фотографии, как в живописи и графике, он остаётся верен себе. Он отвергает романтизм в искусстве, бунтует против сознательного, элегантного и красивого. Его фотографии — какие-то залихватские, размытые, крупнозернистые, искажённые, снятые с близкого расстояния, запечатлели агрессивное и кинетическое качество жизни большого города. Они — такие, словно в момент съёмки фотограф находился в трансе. «…Все, кому я показывал фотографии, — рассказывал Уильям Клейн, — говорили: «Это не Нью-Йорк, — слишком односторонние». Они говорили: «Это не фотография, это дерьмо!..». В числе этих фотографий были и такие впечатляющие снимки: «Dance in Brooklyn, New York, 1954», «See Saw Gang, New York, 1955», «Boy + Gun + Striped Dress, New York, 1955», «Toy Ball, Waldorf, New York, 1955».

YM 1558Неудивительно, что Vogue ни одну из фотографий Клейна не опубликовал. Тогда он решает попытаться опубликовать свои снимки в виде отдельной книги. Позднее Клейн вспоминал: «Я видел книгу, как таблоид безумного неистовства, объёмный, шероховатый, чрезмерно покрытый типографской краской, с грубым макетом, мегафонными заголовками. Это то, чего Нью-Йорк заслуживает и получит». Не найдя издателя нью-йоркских фотографий в Америке, Клейн свою книгу «Жизнь хороша и хороша для тебя в Нью-Йорке: экстаз свидетеля пиршества», передающую хаос и урбанистическое безумие города, издаёт в собственном дизайнерском оформлении в Париже в 1956 году. Затем она была издана в Италии и Англии.

«Впервые, — писал французский поэт и художественный критик Ален Джеффри, — фотографии привели к эволюции визуальных искусств. Клейн разработал практически все темы, рассматриваемые позднее в Поп-Арт и Новом реализме». Творческие пути Уильяма Клейна и Роберта Франка, начавшиеся в 1950-е годы, удивительно близки. Франк, швейцарский эмигрант, путешествуя по Америке в 1955 — 1956 годы, подготовил книгу «Американцы», визуально запечатлев одиночество, отчуждение и социальное напряжение, будоражащие внешне благополучную страну. Книга подверглась резкой критике и впервые была опубликована во Франции (1958). Судьба книги Клейна о Нью-Йорке была такой же.

За эту книгу с радикальными фотографиями и новаторским дизайном Клейн получил премию Надара, широкий отклик в прессе и известность в Европе. Пройдут годы. Клейн опубликует ещё много книг, но эта, первая, посвящённая Нью-Йорку, остаётся вершиной его творчества. В Америке она будет опубликована лишь в 1995 году.

На волне европейского признания Клейна приглашает для участия в своём фильме «Ночи Кабирии» Фредерико Феллини. Когда работа над фильмом задержалась, Клейн использовал время для съёмки фотографий, составивших вторую книгу «Рим» (1958). Затем в 1959–1961 годы он фотографирует в Москве и в 1961-м в Токио. В изображении Клейна столица Японии предстаёт одновременно организованным и хаотичным городом, где каждый одновременно и в центре внимания, и погружён в свои мысли.

Все эти годы (1955–1965) Клейн продолжал сотрудничать с Vogue, делая фотографии моды, что давало ему возможность заниматься своими личными проектами. В 1958 году он сделал «Бродвей при свете» — вероятно, первый фильм о поп-арте. Это стало началом его карьеры в кино, которая продолжается и поныне. Примерно на десять лет Клейн оставляет фотографию во имя кино, сделав более двадцати фильмов. Им сняты такие фильмы, как «Великий Мухамед Али» (1964–1974), «Вдали от Вьетнама» (1967), «Мистер Свобода» (1968), «История маленького Ричарда» (1980), «В и вне моды» (1993) и другие. Свой последний фильм «Мессия» Клейн сделал в 2000 году.

В 1980-е он одновременно с работой в кино вновь обращается к фотографии. С того времени им изданы книги: «Крупный план» (1989), «Турин-90» (1990), «В и вне моды» (1994), «Нью-Йорк 1954-55» (1995, переработанное издание 1956 года), «Фильмы» (1999) и ряд других книг. Среди них — книга о Бруклине.

YM 1558Летом 2013 года Клейн, будучи в Америке, фотографировал в Бруклине. Его привлекло этническое многообразие района: от парада вест-индийской культуры до молящегося хасида, от кабинета по обучению татуировке в Вильямсбурге до Брайтона и Кони-Айленда. Он рассказывал о посещении Брайтон-Бич: «Я фотографировал магазин, который был пакистанским, следующий — был русский, за ним — мексиканский. Один из них — «Исламская красавица». Это — изумительно!». Свои бруклинские визуальные впечатления Клейн представил в книге «Brooklyn + Klein» (2015).

Прожив более сорока лет в Париже, Клейн очень долго не решался сделать книгу об этом городе. Что нового можно сказать, если ему уже посвящены сотни книг? Он рассказывает: «Оглядевшись, я понял, что Париж фотографов, даже самых лучших, во многом одинаков — романтический, туманный, сентиментальный город, заполненный белыми людьми. Хотя для меня Париж во многом, возможно, более, чем Нью-Йорк, плавильный котёл. Космополитический, мультикультурный, мультиэтнический». Таким увидел Клейн Париж, таким он представил город в книге «Париж + Клейн» (2002). Повседневный Париж: улицы, известные и анонимные политики, мода, фестивали разных племён и народов, спорт, смерть, увиденный слегка ироничным, немного отстранённым, но, несомненно, страстным взглядом Уильяма Клейна.

В 2000-е годы Клейн всё чаще работает в смешанной технике, используя старые отпечатки, добавляя к ним какие-то фрагменты близких по содержанию кадров, ранее отброшенных, обрамляет их рваными, размашистыми мазками красной, синей краски, придавая хорошо известной фотографии новую изобразительность — некая реминисценция его первых лет живописной карьеры, ученичества у Леже.

YM 1558Изобразительный стиль Уильяма Клейна оказал влияние на творчество ряда последующих фотографов, включая Дайдо Мориаму (Япония), Мартина Парра (Англия), Ли Фридлендера (США) и других.

Творчество Уильяма Клейна отмечено многими наградами, включая премию за выдающиеся достижения в национальной фотографии (1986, Франция), Грант фонда Гуггенхейма (1988, Нью-Йорк), Международную премию фонда Хассельблад (1990, Швеция), медаль «Тысячелетие» (1999, Королевское фотографическое общество, Великобритания), золотую медаль города Парижа (2002), премию «За достижения всей жизни» (2007, Международный центр фотографии, Нью-Йорк). В 2010 году Уильяму Клейну было присвоено звание Почётного доктора университета Льежа.

Фотографии Уильяма Клейна могут показаться многим грубыми, хаотичными. Но ведь и реальность зачастую так и выглядит. Он как никто другой показал город, который одновременно организован и хаотичен, где каждый одновременно и в центре внимания и погружён в свои мысли. Клейн ввёл в искусство фотографии новое оригинальное восприятие окружающей среды. В списке ста самых влиятельных профессиональных фотографов Уильям Клейн занимает 25 место. 

Лев ДОДИН

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 2,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора