По указанию Б-га каждый мужчина от 20 лет и старше должен сдавать полшекеля серебра для «искупления души» и подсчета численности народа. Затем Он велит изготовить медный умывальник для храмовой службы коэнов. Приведена формула масла для помазания, которым будут освящаться Мишкан (передвижной Храм), его обстановка и священники-коэны. Перечислены компоненты благовоний для воскурения на малом жертвеннике. Бецалель и Оголиав возглавят работы по строительству Мишкана. Cынам Израиля вновь заповедано строго соблюдать шаббат. Моше получает две каменные скрижали с высеченными на них Десятью заповедями. Тем временем в стане иноплеменников, примкнувших к евреям при Исходе, начинается паника: им кажется, что срок возвращения Моше с горы Синай миновал, — и «мы не знаем, что с ним сталось». Вместе с некоторыми евреями они требуют назначить нового вождя и вынуждают Аарона изготовить золотого тельца. Б-г велит Моше немедленно вернуться в стан, грозя уничтожить всех евреев и произвести от пророка новый народ. Увидев оргию идолопоклонства, Моше разбивает скрижали, затем уничтожает тельца и вместе с левитами наказывает зачинщиков бунта. Вернувшись на гору, он молит Б-га пощадить провинившийся народ. Молитва принята. Моше собирает Мишкан и просит Б-га показать «Славу свою» — механизм управления миром, но эта просьба выполняется лишь частично. Б-г велит Моше высечь новые скрижали и сообщает ему текст универсальной молитвы, пробуждающей милосердие с Небес. Евреи получают дальнейшие указания: им нельзя заключать соглашения с язычниками в Эрец-Исраэль и родниться с ними; запрещено также смешивать мясные и молочные продукты в еде. Приведены законы Песаха; описан порядок посвящения Б-гу первенцев из скота и первинок урожая, а также выкупа сына-первенца. Б-г снова напоминает о святости шаббата и велит отмечать праздники Шавуот и Суккот. Когда Моше спускается с горы, неся вторые скрижали, его лицо светится изнутри — результат прямого общения с Б-гом.
***
«И сказал Б-г Моше: «Выруби себе две скрижали из камня…» (34:1).
Одному любителю путешествий захотелось посетить далекую экзотическую страну, расположенную в глубине гигантского континента, на самой «крыше мира».
Осуществить это желание было непросто — не только из-за географической изоляции и отсутствия железнодорожной и автомобильной связи, но и в силу политических причин: местные власти не любили иностранных туристов. Только редкие счастливчики получали въездную визу.
Наш герой оказался одним из них: в консульстве ему выдали вожделенный пропуск на «крышу мира». Но он не верил своей удаче. А вдруг его остановят на границе; а вдруг придерутся к багажу. И он обратился за помощью к «специальному агенту», с которым его свели знающие люди. Обладая редкой способностью открывать запертые двери — одной силой своего обаяния, мистер Блэф поддерживал личные контакты в правительственных кругах той далекой страны.
Услуги мистера Блэфа пользовались высоким спросом, и цена на них была тоже высокая. Наш путешественник перевел солидную сумму на указанный ему банковский счет, и через несколько дней пришло сообщение: путь свободен. Чиновник иммиграционной службы встретит его в аэропорту и проведет через все таможенные и прочие формальности. У него не спросят документов. Даже виза не понадобится: его узнают в лицо.
Когда самолет подрулил к зданию аэропорта, любитель путешествий легко сбежал вниз по трапу, с удовольствием вдохнул прозрачный горный воздух «крыши мира» и уверенно подошел к пограничному барьеру. «Предъявите, пожалуйста, визу», — сказал чиновник в униформе. «Простите?» — переспросил путешественник и заговорщицки улыбнулся чиновнику. Но тот грозно нахмурился: «Я сказал, предъявите визу». Путешественник растерялся: «Разве вы меня не узнаете?» «Боюсь, что без визы мне будет трудно вас узнать». «Но мистер Блэф сказал…». «Понятия не имею, кто такой мистер Блэф, — отрезал чиновник. — Без визы вам здесь нечего делать. Следующий!».
Почему первые скрижали Завета были созданы самим Б-гом, а их второй комплект должен был изготовить Моше? Наверное, потому что поклонение Золотому тельцу лишило евреев права на Б-жественные скрижали, на бесценный подарок из рук Всевышнего.
Не совсем так. Грех тельца не был идолопоклонством в чистом виде. Сыны Израиля неправильно рассчитали срок возвращения Моше с горы Синай и, решив, что он погиб, поспешили найти ему замену — другого посредника для связи с Б-гом. Поскольку первые скрижали изготовил сам Б-г, их глубинный смысл нельзя было понять без помощи духовных сред. Вот почему идол имел форму быка, одного из мистических существ, окружающих Небесный престол. Люди думали, что, поклоняясь Тельцу, они сумеют постигнуть скрытые силы этого быка, преодолеют свою духовную ограниченность и приблизятся к Б-гу.
Прежде посредническую функцию выполнял для них Моше. Они полностью доверяли ему и не искали других каналов связи. Но Моше не вернулся, и им срочно требовался новый «лидер».
Это была грубая ошибка. На самом деле, у каждого еврея есть свой «заграничный паспорт», по которому его пропустят через кордоны на «крышу мира». В этом паспорте, полученном у горы Синай, проштампованы все необходимые визы, и никакие услуги специальных агентов и посредников ему не понадобятся.
Вот почему Б-г велел Моше вырубить вторые скрижали. Он хотел показать, что их могут сделать человеческие руки, что благодаря своим личным усилиям его потомки удостоятся помощи Творца в постижении Его правды, заключенной в Торе, что им под силу самые головокружительные высоты духа.
Не случайно саму Тору называют «Торат-Моше», «Пятикнижием Моисея». Моше-рабейну лично записал ее под диктовку Творца и передал еврейскому народу.
Запасной галстук
«И увидел народ, что все еще нет Моше, которому пора спуститься с горы, и насели на Аарона, и потребовали: «Давай, сделай нам богов, которые пойдут перед нами, потому что этот человек, Моше, который вывел нас из страны Египетской, пропал и не знаем мы, что сталось с ним» (31:1).
Когда-то много лет назад один человек дал мне хороший совет, который помог сэкономить много времени и вообще значительно облегчил мне жизнь. Совет этот такой. Пропавшие вещи делятся на два вида: те, которые потом находят, и те, что безвозвратно утрачены. Когда вы теряете какую-то вещь, не пытайтесь ее найти, не тратьте зря время. Успокойтесь и спросите себя примерно так: «Нужна ли мне эта вещь сейчас? Неужели она абсолютно незаменима? Или ей вполне можно найти замену? Нужно ли мне надеть на бар-мицву соседского мальчика именно этот розовый галстук с зелеными павлинами? Да, я хотел надеть его сегодня: он так эффектно смотрелся бы с моими новыми желтыми штиблетами. Но, может быть, я могу обойтись без него и надеть другой галстук — тот, желтый с розовыми слониками?»
Почти все в нашей жизни поддается замене: на каждую вещь, которую мы хотим, всегда найдется вещь, которая нам нужна. Тот, кто ищет ненужную пропажу, попросту зря тратит минуты своей бесценной жизни. Потому что пропажа либо в конце концов найдется, либо навсегда исчезнет.
Впрочем, бывают и прямо противоположные ситуации. Мудрость жизни в том и состоит, что надо уметь отличить важное, незаменимое от всякой ерунды.
Когда Моше не вернулся в срок с горы Синай, сыны Израиля и примкнувшие к ним иноплеменники допустили фатальную ошибку. Они решили, что могут найти ему замену. Они подумали, что без проблем заменят «утерянную вещь» — Моше — золотым тельцом. Но Моше был по-настоящему незаменим, как сказано в Торе: «И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, которого знал Б-г лицом к лицу» (Дварим, 34:10). Моше-рабейну как раз относится к тем редким случаям, когда «запасного галстука» просто нет и быть не может.