Фото: F-35 Wikipedia/ Major Ofer, Israeli Air Force
США уже предупредили Израиль о том, что его диверсии не приносят никаких результатов — ядерная программа Тегерана только ускоряется.
Израиль угрожает военными действиями, говоря о своем намерении уничтожить ядерную программу Ирана. В то же время представители оборонного ведомства этой страны утверждают, что у Израиля нет возможности для проведения подобной атаки в ближайшее время. Так насколько все серьезно? И что стоит за израильскими угрозами?
Пока дипломатические усилия по сдерживанию ядерной программы Ирана буксуют. США ведут переговоры, чтобы вернуть Иран к ядерной сделке (снятие санкций с этой страны в обмен на ее отказ от программы обогащения урана, которая ведет к созданию ядерного оружия). Но стороны все еще не могут договориться.
В этих условиях риторика Израиля становится все более угрожающей. Он неоднократно подчеркивал, что ядерный Иран является красной чертой, которую израильтяне не позволят перейти.
Шиитская теократия Ирана — главный стратегический противник Израиля на Ближнем Востоке. Тегеран построил огромную сферу влияния. Опираясь на близкие к нему политические группировки и вооруженные шиитские ополчения, Иран в значительной степени контролирует такие страны, как Ирак, Сирия и Ливан, образующие т.н. шиитский полумесяц — коридор от Тегерана до Средиземного моря. В этом регионе расположены также иранские спецподразделения сил «Кодс» («Иерусалим») и множество нацеленных на Израиль обычных ракетных систем. Хотя Иран не признает Государство Израиль и выступает за его ликвидацию, не может быть и речи о применении им первым ядерного оружия, так как сам Израиль, по некоторым данным, уже давно обладает ядерным оружием и средствами его доставки.
Однако если Иран получит ядерное оружие, его и его союзников положение станет намного более прочным и ограничит возможность Израиля наносить удары по сторонникам Ирана в Ираке, Сирии и Ливане, как это систематически делают израильские ВВС. Израиль утратит ядерную монополию, и его возможности влиять на регион, используя свои вооруженные силы, резко уменьшатся, тогда как возможности Ирана серьезно возрастут. Поэтому к угрозам и предупреждениям Израиля надо относиться серьезно.
Но вот вопрос: насколько израильтяне в состоянии ударить по Ирану, ликвидировав его ядерные объекты? До сих пор они использовали лишь диверсии. Они смогли повредить некоторые объекты и ликвидировали нескольких физиков-ядерщиков, включая руководителя иранской ядерной программы Мохсена Фахризаде. Это не только не задержало развитие иранской ядерной программы, но даже усилило ее — иранцы в ответ приняли решение о дополнительных инвестициях и ускорении ядерного проекта. США уже предупредили Израиль о том, что его диверсии не приносят никаких результатов — ядерная программа Тегерана только ускоряется. Теперь слово за ВВС Израиля. На что они способны? Недавно министр обороны Израиля приказал подготовить военный вариант, «план Б», предупредив человечество о том, что Израиль возьмет дело в свои руки, если ядерная сделка не будет заключена или если она не сможет сдержать иранский ядерный проект.
В сентябре глава израильских вооруженных сил генерал-лейтенант Авив Кохави сказал, что значительная часть выросшего военного бюджета выделена на подготовку удара по Ирану. В начале декабря глава «Моссада» Давид Барнеа заявил, что Израиль сделает «все, что потребуется», чтобы помешать Ирану создать ядерную бомбу. Во время своего последнего визита в США министр обороны Израиля Бенни Ганц публично объявил, что отдал приказ израильской армии готовиться к военному удару по Ирану.
В то же время израильские эксперты и военные говорят, что в настоящее время у Израиля нет возможности нанести ядерной программе Ирана нокаутирующий удар с воздуха. Один из чиновников, не захотевший назвать себя, сказал, что Израиль не способен нанести серьезный ущерб ядерному заводу в Фордо, центру обогащения топлива, расположенному глубоко под горой на военной базе на севере Ирана. Так же крупный израильский эксперт в вопросах безопасности Амос Харель на страницах газеты «Гаарец» выразил сомнение в возможности Израиля нанести сегодня фатальный урон иранскому ядерному проекту. Он заявил: «Израильский авиаудар по Ирану — неотъемлемая тема ожесточенных профессиональных дебатов — был возможен десять лет назад. Но сегодня, когда Армия обороны Израиля (АОИ) только начинает обновлять оперативные планы, вероятно, пройдут годы, прежде чем этот вариант станет предметом серьезного рассмотрения».
Как указывает газета New York Times, несколько нынешних и бывших высокопоставленных израильских военных чиновников и экспертов говорят, что у Израиля пока нет возможности осуществить атаку, которая могла бы уничтожить ядерную программу Ирана. Один из действующих высокопоставленных чиновников в сфере безопасности заявил, что на подготовку атаки, способной нанести значительный ущерб ядерному проекту Ирана, уйдет не менее двух лет.
«Очень трудно — я бы сказал, даже невозможно — начать кампанию, в ходе которой были бы уничтожены все эти объекты», — говорит Релик Шафир, генерал ВВС Израиля в отставке, который был пилотом во время удара по иракскому ядерному объекту в 1981 году. Следует иметь в виду, что ядерные объекты разбросаны по всей территории Ирана. Важнейший из них находится в глубоком подземелье под горой Фордо. Не очевидно, что этот объект вообще можно уничтожить неядерными боеприпасами. Кроме того, бомбежки Ирана, если они начнутся, займут много времени. Учитывая размах иранской ядерной программы, это не может быть молниеносной атакой. Такие действия Израиля неизбежно вызовут вооруженный ответ Ирана.
В Иране построены подземные ракетные города, откуда можно наносить удары по Израилю. Иранские ракетные системы размещены в Ираке, где они находятся под контролем влиятельных проиранских ополчений, например, группировки «Катаиб Хизбалла». Кроме того, проиранская ливанская шиитская организация «Хизбалла» — одна из самых эффективных армий региона — обладает запасом от 100 до 150 тыс. ракет. Она способна месяцами держать территорию Израиля под ракетными дождями. Даже несмотря на эффективные средства ПРО, это может вызвать коллапс израильской экономики. Уязвимое место Израиля — крошечная территория с огромной плотностью населения, заводов, объектов инфраструктуры: половина 9-миллионного населения страны проживает на узкой полосе застройки вдоль средиземноморского побережья. Наконец, Иран обладает высокоточными крылатыми ракетами и боевыми дронами — в 2019 году он сумел, используя рой «умных боеприпасов», уничтожить крупнейший нефтеперерабатывающий завод в Саудовской Аравии. Готов ли Израиль подвергнуть себя таким испытаниям? Это будет асимметричная война, к которой Иран готовился десятилетиями. «В мире, в котором мы живем, единственные военно-воздушные силы, которые могут вести кампанию против ядерной программы Ирана, — это ВВС США», — говорит Релик Шафир.
Следует иметь в виду, что обсуждение атаки на Иран является частью израильской кампании давления, направленной на то, чтобы страны, ведущие переговоры с Ираном в Вене, не согласились на то, что израильские официальные лица считают «плохой сделкой», т.е. чтобы они не заключили такую сделку, которая, по мнению израильтян, не сможет помешать Ирану разработать ядерное оружие.
У израильских политиков есть и другие причины для громких угроз Ирану. Пока США ведут переговоры с Ираном, они опасаются, что Израиль может сорвать их своими диверсиями против иранских объектов или воздушными атаками.
Для Израиля эти американские опасения открывают возможности для лоббирования усиления американской финансовой поддержки Израиля — речь о миллиардах долларов. Мол, если вы не дадите нам дополнительные средства и новейшее оружие на самых льготных условиях, мы начнем бить по Ирану. Наконец, есть и внутренние причины для жесткой риторики: общественное мнение в Израиле в последние годы сильно сдвинулось к поддержке силовых решений конфликтов. Поэтому правительство страны может использовать агрессивную антииранскую позицию для укрепления своего влияния.
До сих пор Израиль пытался обуздать ядерную программу Ирана, которую он считает экзистенциальной угрозой, путем сочетания агрессивной дипломатии и тайных атак. Израильские чиновники посчитали громадным достижением то, что им удалось убедить президента Дональда Трампа выйти из соглашения 2015 года, которое теперь хочет спасти президент Байден. Но, похоже, этих усилий оказалось недостаточно.
Хотя сегодня Израиль вряд ли может уничтожить иранскую ядерную программу, нет сомнений в том, что он готовится к этому. В прошлом ВВС Израиля уничтожили ядерные объекты в Ираке и Сирии. Даже если слова Израиля о неминуемой атаке на Иран в случае приближения этой страны к ядерному оружию являются скорее формой давления на США, нежели чем-то большим, через некоторое время, возможно через пару лет, такая атака может стать реальностью. Кроме того, если переговоры американцев с Ираном провалятся, США могут предоставить Израилю необходимые виды вооружений и дать ему карт-бланш на военную акцию против Ирана с целью уничтожить его ядерные объекты руками израильтян.
Михаил МАГИД
Источник:Caliber.Az