«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля» (25:11). Двадцать четыре года назад в автомобильной катастрофе трагически погибла английская принцесса Диана, любимица миллионов. Мир задохнулся от горя. Глубокий траур охватил все страны и континенты. Мало кто вспомнил тогда, что в центре всеобщей любви и сочувствия оказалась женщина, публично и гордо изменявшая своему мужу, что она разбилась в компании с любовником. Наоборот, это обстоятельство окутало ее смерть дополнительным флером романтизма. Все знают, что адюльтер — это плохо, что брачный союз не терпит предательства. Таков универсальный моральный императив общества, но он действует избирательно. К героям масс-медиа он применяется куда мягче, чем к простым смертным.
Впрочем, двойной стандарт в области морали возник не сейчас, а, по крайней мере, еще в раннебиблейскую эпоху. В сегодняшнем разделе мы узнаем, как внук первосвященника Аарона Пинхас единолично спас сынов Израиля от мора, унесшего 24 тысячи жизней. Б-г разгневался на евреев за оргию разврата, которой они предавались с женщинами Моава и Мидьяна. Пинхас отвратил Его гнев, публично казнив двух главных действующих лиц этого отвратительного «парада свободной любви» — лидера колена Шимона Зимри и знатную мидьянку Козби.
Однако благодарности от спасенных соплеменников Пинхас не дождался. Наоборот, его обвинили в хладнокровном и жестоком убийстве: «Как посмел этот внук язычника, откармливавшего телят для принесения в жертву истуканам, убить принца Израиля?!». Моралисты припомнили Пинхасу, что его отец был женат на дочери мидьянского священника Итро, ставшего образцовым прозелитом. Итро носил еще одно имя — Путиэль, образованное от слов «пути-эль», дословно, «тот, кто откармливал для идола». Поэтому Б-г напомнил в начале раздела, что Пинхас был, в первую очередь, внуком Аарона, основателя династии еврейских священников, известного своей несравненной праведностью и миролюбием.
Но при чем здесь родословная Пинхаса? Разве справедливо судить о действиях человека по его социальному статусу? Неужели низкий статус лишает его права на честность и отвагу, а высокое положение в обществе становится негодяю охранной грамотой и оправдывает любую низость?
Выходит, что да. У сильных мира сего моральная грязь блестит, как золото. Статус спишет все грехи.
В награду — вечная жизнь
«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Поэтому… я заключаю с ним Мой союз мира. И будет он ему и потомству его союзом вечного священнослужения…» (25:11-13). Рабейну Бахья (1255–1340, Испания) так объясняет слова «отвратил мой гнев». Те двадцать четыре тысячи евреев, которые умерли от мора, были все из колена Шимона, чей предводитель Зимри совершил акт публичного разврата с мидьянитянской принцессой.
Благодаря вмешательству Пинхаса, убившего эту парочку, Б-г прекратил массовую казнь. Ведь Он намеревался истребить не только все колено Шимона, но и другие колена. Получается, что Пинхас спас сынов Израиля от полного уничтожения, обеспечив их вечное существование. Не случайно, евреи считаются древнейшим (по крайней мере, одним из древнейших) среди современных народов.
Поэтому Пинхас был вознагражден Б-гом за совершенный подвиг по принципу «мера за меру». Пинхас пережил все свое поколение. Он служил в Шатре откровения в Шило во время трагической истории с наложницей в Гиве (см. Книгу «Шофтим», 20:28), которая произошла после смерти Иегошуа бин-Нуна и остальных долгожителей того поколения, переживших Иегошуа. А мудрецы Талмуда говорят, что Пинхас стал пророком Элиягу, «вечным жидом», который, как гласит традиция, сообщит о приходе Машиаха.
Логика подвела
Когда дочери Цлофхада спросили Моше, могут ли они унаследовать земельный надел в Эрец-Исраэль, оставшийся после смерти их отца — ведь у него не было сыновей, пророк не сумел им ответить и передал их дело на рассмотрение Б-гу.
РАШИ объясняет, что галахическое постановление по этому вопросу ускользнуло из памяти Моше в наказание за его самонадеянные слова, произнесенные в другое время. Назначая судей, он сказал им: «А дело, которое будет слишком трудно для вас, оставьте мне (и я уж разберусь)» (Дварим, 1:17).
Странно, удивляется Рабейну Бахья, почему РАШИ не комментирует в том же духе аналогичный эпизод в разделе «Бегаалотха», где Моше не смог ответить людям, которые лишились права принести пасхальную жертву в Храме из-за контакта с мертвым телом. Как и в случае с дочерями Цлофхада, он велел им подождать решения Всевышнего. Ситуации очень похожие, но в последнем эпизоде РАШИ не пытается объяснить забывчивость Моше каким-либо грехом. В чем же разница?
Рабейну Бахья дает простой ответ. В истории с дочерями Цлофхада Моше забыл простую и логичную вещь: если у человека нет сыновей, его наследство получают дочери. Даже у других народов, не знакомых с мудростью Торы, законы о наследовании устанавливают именно такой порядок предпочтения. Поэтому, если Моше забыл галаху, он был просто обязан найти верный ответ логическим путем, с помощью обычного здравого смысла.
Другое дело «песах шени», принесение пасхальной жертвы с месячной задержкой. Перед этим законом человеческая логика бессильна, и Моше действительно не мог «вспомнить» его без подсказки Б-га.
Не в наказание, а в заслугу
РАШИ предлагает еще одно объяснение истории с дочерями Цлофхада. Моше-рабейну открыл евреям всю Тору, и закон о порядке наследования не должен был стать исключением. Однако Б-г хотел вознаградить пятерых девушек за преданность Стране Израиля и специально для них «выключил» память своего любимого пророка именно на этом вопросе, чтобы дать им возможность получить ответ «из Первых рук» и занять видное место в Торе. Сам Моше ни в чем не провинился.
Его пример — другим наука
Третье толкование предлагает Хафец-Хаим. В талмудическом трактате «Кетубот», говорит он, приведено много случаев, когда мудрецы не желали выносить решение по делам, если кто-либо из участников конфликта пытался, как им казалось, повлиять на судью пусть даже самой невинной «взяткой» или услугой. Известно, например, что составитель Мишны Иегуда а-Наси (которого звали просто Рабби), отказался рассматривать тяжбу, один из участников которой снял однажды птичье перо с его одежды.
Нечто подобное произошло и с Моше. Как только дочери Цлофхада упомянули, что их отец не участвовал в бунте Кораха, направленном, как мы знаем, против его, Моше, власти, ему показалось, что девушки, пусть даже неосознанно, пытаются сыграть на его самолюбии ради благоприятного для себя решения. Моше решил, что не может оставаться объективным в такой ситуации и передал дело Всевышнему. В наше время, когда использование служебного положения в корыстных целях стало печальной нормой, трудно даже представить столь высокий уровень честности и требовательности к самому себе.