Зримая летопись Петра Оцупа (1883–1963)

Французский фотограф Марк Рибо утверждает: «Я не верю, что фотография может изменить мир, но она может показать, как мир меняется».

Действительно, фотографии не подвластна судьба мира, но документально запечатлеть ход истории мирового сообщества — её первостепенная задача. Иные фотографии, словно бабочки-однодневки, мелькнут и исчезнут, но есть снимки, которым уготовано стать зримой летописью человечества. Одним из её великих творцов в первой половине ХХ столетия был Пётр Оцуп.

Он запечатлел судьбоносные события в истории России: Русско-японскую войну (1904–1905), Революцию 1905–1907 годов, Октябрьскую революцию, Гражданскую войну, Великую Отечественную войну. Создал иконографическую галерею портретов деятелей новой эпохи.

В творчестве Петра Оцупа прекрасно сочеталось классическое мастерство студийного портретирования и стремление при съёмке с полей сражений и уличных событий максимально приблизиться к репортажному жанру. Он был одним из первых российских фотографов, заложивших основы фоторепортажа, новой формой представления новостной фотоинформации.

Пётр Оцуп родился в семье купца Адольфа (Абеля) Марковича (Мордуховича) и Хаи Оцуп в Санкт-Петербурге. Его старшие братья Иосиф и Александр профессионально занимались фотографией. Поэтому неудивительно, что Пётр в 1892 году становится учеником Александра Ёлкина, фотоателье которого находилось на Вознесенском проспекте. Оно имело просторный вестибюль, увешанный портретами знаменитостей, съёмочный павильон, лабораторию и ретушёрную комнату. В ателье обучалось 8–10 учеников. Одним из них, самым младшим, был Петя Оцуп.

В 17 лет Пётр Оцуп становится фотокорреспондентом журнала «Огонёк». Его первая фотография была опубликована в 1901 году. Как военный фотожурналист он проявил себя в Русско-японской войне, снимая в осаждённом Порт-Артуре для журнала «Летопись войны 1904–1905 гг.». О своей работе в эти годы, о том, каких больших усилий и выносливости требовалось для фотосъёмки, Оцуп вспоминал: «Я путешествовал с большими деревянными камерами. Кассеты тоже были деревянные. Каждый негатив весил около фунта, и всё моё снаряжение — больше пуда».

Первым российским фоторепортёрам приходилось работать в неимоверно трудных условиях. С одной стороны, было огромное желание запечатлеть то или иное событие в своём апогее, с другой — громоздкие, тяжёлые камеры, низкая светочувствительность фотоматериалов, необходимость пользоваться при съёмке длительными экспозициями — ограничивали их возможности. Поэтому на многих ранних фотографиях Петра Оцупа можно видеть участников сражений, снятых постановочно, они позировали для фотографа с оружием, демонстрируя боевой порыв.

P-353_t_650x433fffffffff

Только с появлением малоформатной камеры (первый образец «Ur Leica» появился в 1914 году, серийное производство — с 1925 года) и более светочувствительных материалов стало возможным вести фоторепортаж с места события.

С фронта Русско-японской войны Оцуп возвратился в родной Петербург и сразу окунулся в гущу революционных событий 1905–1907 годов. Он не только снимал, но и распространял прокламации, за что в 1907 году был арестован и после двухмесячного пребывания в одиночной камере Литовского замка сослан в Старую Руссу.

Судя по всему, Оцуп недолго задержался в Старой Руссе. Он приезжает в Москву, вновь работает в журнале «Огонёк» вплоть до 1917 года. В период, предшествующий Первой мировой войне, фотографии Оцупа публиковались также в журналах «Нива», «Солнце России», «Наш вестник» и других изданиях. За это время он сделал портреты многих деятелей русской культуры: Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, И. Репина, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова… Оцуп запечатлел похороны Льва Толстова.

В 1911 году в Петербурге состоялась первая персональная выставка фотографий Петра Оцупа, где были показаны его портретные работы и снимки Русско-японской войны.

С началом Первой мировой войны Пётр Оцуп делает фоторепортажи с полей сражений. Его фотографии публикуют в журналах «Искры», «Нива», «Огонёк», «Солнце России». Снимки наглядно информировали население о военных операциях и буднях русской армии, показывая мужество и стойкость солдат. Пользуясь высоким доверием, ему разрешили сфотографировать императора Николая II во время его пребывания в Ставке Верховного Главнокомандующего.

1917 год Оцуп встречает в Петрограде. Он вездесущ, фотографируя митинги и демонстрации, уличные беспорядки, переход в марте власти к Временному правительству. Он запечатлел на фотографиях «Демонстрация революционных солдат Петроградского гарнизона» (1 мая 1917), «Июльская демонстрация в Петрограде» (июль 1917).

В июле 1918 года Оцуп делает заказной портрет М. Калинина, избранного городским головой Петрограда. Это послужило началом их знакомства и многолетних дружеских отношений. Возможно, благодаря этому Оцуп оказался единственным фотографом в дни Октябрьского восстания, допущенным для съёмки на Втором съезде Советов в Смольном. Октябрьские события он запечатлел также и на многих уличных фотографиях, включая такие известные, как «На охране Смольного. Петроград октябрь 1917», «Октябрьская революция. Красноармейцы у броневика «Лейтенант Шмидт», захваченного у юнкеров. Петроград 25 октября 1917».

5_18034ad8fffffffffffffff

В 1918 году Пётр Оцуп вместе с правительством переезжает в Москву. Его назначают руководителем фотостудии ВЦИК (1918–1925), а с 1922 по 1935 годы он возглавляет фотостудию ВЦСПС. Пётр Оцуп становится кремлёвским фотографом, имевшим возможность фотографировать высших руководителей страны. Наибольшую известность получили его фотографии В. Ленина.

На протяжении 1918 — 1924 годов Оцуп сделал 36 портретов вождя, которые были показаны в 1947 году на персональной выставке фотографа. «Портрет В. И. Ленина», снятый 16 октября 1918 года, послужил оригиналом для воспроизведения изображения вождя на советских денежных знаках и марках. Барельеф вождя на ордене Ленина также выполнен по фотографии Оцупа. Наиболее известными, широко тиражируемыми фотографиями В. Ленина, сделанными Оцупом, были: «В. И. Ленин, читающий «Правду» (1919)» и «В. И. Ленин в своём кабинете в Кремле (4 октября 1922)». По последней фотографии была восстановлена обстановка кабинета Ленина при организации его музея-квартиры в Кремле.

О своих встречах с В. Лениным Пётр Оцуп рассказал в нескольких статьях, где приводит его слова об исторической роли фотографии: «Историческое значение фотографии очень велико. Картина художника не может так быстро и точно зафиксировать событие, как фотоснимок. Делайте поменьше снимков отдельных лиц, уделяйте больше внимания массам, старайтесь зафиксировать события».

В марте 1921 года вспыхнул Кронштадский мятеж. Его быстро подавили. Как это происходило, Оцуп запечатлел своим фоторепортажем. В годы Гражданской войны он делает фоторепортажи о боевых действиях и походной жизни Первой конной армии. Фотографирует С. Будённого, К. Ворошилова, М. Фрунзе (1920). Фотографирует члена Реввоенсовета республики И. Сталина в районе Царицына (1918).

Будучи правительственным фотографом, Пётр Оцуп в 1920-е — 30-е годы снимал различные съезды, парады, крупнейшие индустриальные стройки, фотографировал руководителей страны: И. Сталина, Я. Свердлова, С. Кирова, Ф. Дзержинского, Н. Крупскую, а также зарубежных коммунистов: К. Цеткин, Э. Тельмана…. Он неоднократно сопровождал М. Калинина в его поездках в родную деревню Верхняя Троица в Тверской губернии, где фотографировал его в окружении односельчан. Так появилась серия фотографий «М. Калинин среди крестьян-односельчан» (1920), «М. Калинин с деревенскими детьми» (1922).

В годы Великой Отечественной войны Пётр Оцуп, фотографируя на уральских военных заводах, сделал серию снимков «Урал куёт оружие победы».

Значительное место в творчестве Петра Оцупа занимало портретирование официальных лиц государства и видных представителей русской культуры. Портреты он делал в рабочих кабинетах или в своей студии. Не избегал Оцуп и ретуши на негативе, убирая какие-то изъяны на лице портретируемого. В портретном искусстве он оставался верен классической школе студийного портретирования, проявляя завидное мастерство. За шестьдесят лет творческой работы Петром Оцупом создано 40 тысяч негативов. В большинстве своём они хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД, Красногорск, Московская область).

При жизни фотографа помимо уже упомянутых выставок 1911 года и 1947 года, состоялись его персональные выставки в 1940, 1956 и в 1958 годах. Последняя экспозиция была приурочена к 75-летию со дня рождения Петра Адольфовича Оцупа. В 1947 году в связи с 50-летием со дня рождения Пётр Оцуп был награждён орденом Трудового Красного знамени, а в 1962 году — орденом Ленина.

Интерес к его историческим фотографиям не утрачен и в ХХI столетии. В 2007 году к 90-летию Октябрьской революции в Московском музее современного искусства состоялась выставка: «Пётр Оцуп. Пространство революции: Россия 1917–1941», где впервые было показано 142 фотографии великого мастера.

Пётр Оцуп был свидетелем грандиозных событий в истории России в первой половине ХХ столетия. Он ярко, образно показал происшедшие эпохальные перемены, имевшие последствия для всего мирового сообщества. Велик вклад Петра Оцупа в историю фотожурналистики как одного из её пионеров.

Лев ДОДИН

13a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора