Как доброе старое вино

Окончание. Начало в № 807

За вековую историю компания выпустила всего двадцать с небольшим «именных» моделей (считая со всеми модификациями); а вместе с автомобилями фирмы Bentley Motors, приобретенной в 1931 году, — чуть больше шестидесяти. Это почти ничто в сравнении с другими автопроизводителями, которых конкуренция вынуждала выводить на рынок десятки моделей ежегодно.

Однако Rolls-Royce быстро завоевала репутацию компании, которая не нуждается в следовании изменчивой моде — начиная с 1920-х годов логотип из двух заглавных сплетенных букв R и крылатая серебряная фигурка на радиаторе служили своеобразным знаком качества и пропуском в клуб избранных.

Британская сословная специфика (происхождение выше богатства) сохранялась неукоснительно: далеко не все, кто обладал достаточными средствами для покупки «Роллс-Ройсов», осмеливались приобрести свой предел мечтаний — можно было стать посмешищем в глазах света. Как образно выразился английский публицист 1940-х годов, «покупать Rolls-Royce, если общество не решило негласно, что вы его достойны, — признак дурного тона, закрывающий перед выскочкой двери этого самого общества».

На вопрос, кто из мировых знаменитостей обладал «Роллс-Ройсом», Интернет-сайт, предназначенный для любителей коллекционных авто, отвечает предельно лаконично: «Все, кто был всем до начала 1980-х». Продукция английской фирмы украшала гаражи большинства монарших дворов Европы и мира, ведущих политиков и лидеров бизнеса.

Полюбили эксклюзивный британский автомобиль и звезды кино. И еще вопрос, кто кому в данном случае обязан рекламой. Первой подала пример Марлен Дитрих. Когда фото легендарной кинозвезды в автомобиле Rolls-Royce появились во всех ведущих газетах и журналах Старого и Нового Света, точно такую же машину за считанные дни купили сразу несколько десятков богатых поклонников кинозвезды.

Сказочное царство на колесах

Автопарк Rolls-Royce, как уже говорилось, весьма скромен — если говорить о количестве моделей. Зато каждая оставалась легендой на десятилетия.

Первой удачей компании стал красавец Silver Ghost («Серебряный призрак»). Автомобиль базовой стоимостью 895 фунтов стерлингов выпускался с 1907 по 1925 год и все это время оставался самой надежной и комфортабельной машиной эпохи.

До начала Второй мировой войны Rolls-Royce успела выпустить еще одну модель — Phantom. А по окончании войны, когда заводы компании перебазировались из Дерби в Крюи, где Rolls-Royce собирала авиамоторы для Королевских ВВС, компания начала выпускать машины «под ключ» — от мотора и шасси до внутренней отделки салона (без малого век за салон отвечает один и тот же производитель — фирма Mulliner).

За последние полвека увидели свет новые персонажи сказочного «серебряного царства»: Silver Wraith (последнее слово означает дух, являющийся потусторонним двойником живущего), Silver Dawn («Серебряный рассвет»), Silver Cloud («Серебряное облако»), Silver Shadow («Серебряная тень»), Silver Spirit («Серебряный дух»). В 1996 году стартовала «Серебряная шпора» (Silver Spur), а два года спустя — «Серебряный серафим» (Silver Seraph). К этому надо добавить и модели, в названиях которых отсутствует «серебро», — Cornish, Camargue, Park Ward, новый Phantom. И, наконец, к столетию фирмы был выпущен юбилейный концепт-кар 100 EX, запуск которого в серию запланирован на этот год.

Все последние модификации представляют собой уникальный симбиоз вековых консервативных ценностей и ультрасовременных технологий. О том, что традиции перфекционистов Роллса и Ройса по-прежнему живы, свидетельствует хотя бы такой факт: в пепельницах современного Rolls-Royce не найдешь ни одного окурка — пепельницы автоматически вытряхивают свое содержимое в специальный контейнер. Но, как и век назад, эксклюзивный автомобиль создается вручную. Вручную делают фирменную радиаторную решетку (ровно по 12 штук в день и не больше — по числу мастеров), вручную собирают моторы. Каждый двигатель после сборки ставят на стенд, «гоняют» на три тысячи миль, разбирают, заменяют детали, плохо прошедшие обкатку, «гоняют» моторы еще на полторы тысячи миль и только после этого устанавливают на автомобиль. При этом каждый механик ставит на мотор свое личное клеймо — как художник свой автограф на законченное полотно.

Закат империи

Однако в последние десятилетия над безоблачным прежде небом над Rolls-Royce начали сгущаться тучи.

Грубо говоря, «Роллс-Ройсы» стали покупать все, у кого водятся деньги, вне зависимости от общественного положения и признания. И если Элтону Джону британский истеблишмент простил строчку в Книге рекордов Гиннесса («Роллс-Ройс» поп-звезды оказался оснащенным несколькими десятками аудиосистем) — все-таки как ни крути, а сэр! — то автомобили- «аристократы» в руках нуворишей, желающих во что бы то ни стало пофорсить, — само по себе фарс.

Но главное, конечно, не в покупателях, а в производителе. Первые неприятности для столпа британского автомобилестроения начались еще в 1973 году. Неудачные попытки Rolls-Royce создать новый реактивный двигатель привели к спорному решению британского правительства о разделе компании. В результате торговая марка отошла к авиамоторной фирме Rolls-Royce Group PLC (ныне это крупная транснациональная корпорация, лидирующая на рынке моторов — авиационных, корабельных и прочих), а «эллинская» решетка радиатора и серебристая статуэтка остались за автомобильной компанией Rolls-Royce Motor Cars.

В 1980 году Rolls-Royce Motor Cars и сама перешла в собственность крупной авиакорпорации Vickers. Прошло всего десять лет, и та решила продать ставшую нерентабельной легенду британского автопрома. Среди возможных покупателей чаще других называлась западногерманская компания BMW. И хотя немцы в тот раз дали задний ход, ограничившись сотрудничеством в поставке запчастей для двигателей английских автомобилей, в 1997 году Vickers все-таки выставила Rolls-Royce на продажу. И снова среди наиболее вероятных покупателей оказалась BMW.

Для англичан новость стала просто убийственной. Группа энтузиастов попыталась собрать средства, чтобы выиграть тендер, но эта вылазка «патриотов» успеха не имела. В следующем году разразился скандал — получив формальное предложение от немецкой компании ($575 млн.), руководство Vickers сообщило, что для завершения сделки ему необходимо еще получить одобрение акционеров компании. Однако те одобрили другую заявку — от давнишнего конкурента BMW, фирмы Volkswagen, которая была готова заплатить еще больше — $795 млн., а кроме того, гарантировала сохранение всего британского менеджмента.

Обескураженная таким поворотом дела BMW пригрозила прекратить поставки запчастей для двигателей «Роллс-ройсов». После чего все участники конфликта (BMW, Volkswagen и Vickers) уселись за стол переговоров. В итоге, начиная с 2003 года, все права на легендарный брэнд окончательно перешли к BMW, хотя само производство по-прежнему размещается на родине Rolls-Royce — в Англии, на заводах Goodwood под Чичестером (графство Суссекс).

Все эти события не могли не вызвать уныния в стане ценителей автомобильной «породы». Как это ни печально, но приходится признать — уходят в прошлое старые добрые времена, когда престиж и репутацию нельзя было купить ни за какие деньги. Времена, неоспоримым символом которых был и остается сказочный автомобиль с серебристой крылатой богиней на радиаторе.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора