Печальная новость. В Москве скончался человек-легенда Игорь Моисеев. Талантливый артист, балетмейстер и руководитель ансамбля народного танца
Лауреат множества премий, российских и международных, Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве. Оттуда вместе с семьей он переехал в Полтаву, а затем — в Москву. После окончания хореографического училища он был принят солистом в прославленную труппу. В феврале 37-го состоялась первая репетиция Ансамбля народного танца СССР. Гениальный хореограф сумел довести народный танец до совершенства, поставив его в один ряд с балетной классикой. Он признавался, что напряжeнный гастрольный график не позволял ему развиваться с такой скоростью, как хотелось бы, и то, что он рассчитывал сделать в более короткие сроки, растягивалось на многие и многие годы. Возможно, именно это было секретом его долголетия. Свою автобиографию он закончил тремя короткими фразами, в которых заключена его сила и его заразительный оптимизм. «Будет только свет. Праздник. Чудо». Ночью Игорь Александрович Моисеев умер в больнице, не дожив 2 месяца до своего 102-го дня рождения.
Образование мастер получил в балетной школе московского Большого театра. «Мой отец был далек от искусства, — написал в книге «Я вспоминаю» Игорь Александрович, — но именно он посоветовал мне поступить в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой. Урок стоил 10 рублей и 2 полена. Через 3 месяца Мосолова отвела меня в школу Большого театра».
Там же началась его карьера — танцовщика, хореографа, режиссера-постановщика балетов и опер. Он успешно выступал как хореограф, ставил спектакли «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак». Однако мастера все больше привлекал фольклор.
Первые репетиции в созданном им ансамбле народного танца состоялись в феврале 1937 года. Начав с постановок русских народных танцев, Моисеев впоследствии занимался постановкой украинских и белорусских, молдавских, киргизских, венгерских, французских, чешских, аргентинских танцев, танцевальных сюит и сцен, а также спектаклей на исторические и современные темы.
Мастером поставлено несколько сот оригинальных танцевальных миниатюр, которые с блеском исполняли меняющиеся поколения его танцовщиков, выпускников созданной им при ансамбле школы. Он, оставаясь единственным не только руководителем ансамбля, но и главным его балетмейстером, продолжал творить до последних дней.
Под влиянием и при непосредственном участии Моисеева выросло целое созвездие профессиональных национальных ансамблей народного танца и в СССР, и в других странах.
По словам Юрия Любимова, год назад Игорь Александрович еще репетировал сам и на торжественной церемонии по случаю своего 100-летия был бодр и шутил. «Моисеев — это крупнейшая личность. Я имел счастье много беседовать с ним и поражался, насколько этот человек и этот художник волен душой. Я уважал его за его внутреннюю независимость. Моисеев всегда говорил от имени культуры и искусства», — считает Любимов.