Журналист «Еврейского Мира» Леонид Амстиславский рекомендует читателям прочитать спорную, на его взгляд, статью Якова Розена «Молчание ослов». При этом по проблемам Израиля он готов подписаться под каждым словом, приведенным в статье. Итак, о чем статья? Кто эти молчаливые ослы? Это евреи, бывшие узники гетто и концлагерей, которые, по мнению автора, безропотно, как овцы, шли к расстрельным ямам, и жители современного Израиля, молчаливо соглашающиеся с преступными действиями правительства Ольмерта. Уже свыше полувека бытует миф, что миллионы евреев якобы покорно шли на смерть, не оказывая никакого сопротивления палачам. Во всем мире спрашивают, почему они не сопротивлялись. Когда напоминаешь о восстании в Варшавском гетто, слышишь в ответ: «… Но ведь то был единственный случай! А вот на фотографиях, картинах, в кино можно видеть, как считанное число эсэсовцев или местных полицейских ведут на расстрел огромную колонну, и никто даже не пытается бороться! Напасть на конвой, просто разбежаться. Почему? При этом никого не интересует, откуда взялись эти документы, кинопленки, кто фотографировал. А ведь это могли делать только пропагандисты из департамента Геббельса, других там не было. На одной из таких кинопленок немцы показывали, как два брата-еврея, стоя на краю ущелья, борются за жизнь — она обещана тому, кто столкнет другого в пропасть. И здесь же диктор говорит: «Разве такой народ достоин жизни?» Аналогичную хронику гетто видел и Яков Розен (евреи, работающие на расчистке, собирают оставшиеся снаряды, оружие, и ни у кого из них нет мысли направить его против врага), и этих несчастных он называет молчаливыми ослами. За все послевоенные годы большинство средств массовой информации приложили немало усилий, чтобы образ «трусливого еврея» прочно засел в общественном сознании. До сих пор нет ни одного полнометражного фильма, правдиво отражающего сопротивление евреев гетто и концлагерей. Даже в «Списке Шиндлера» этот акцент отсутствует.
В самом начале статьи автор пишет, что из Варшавского гетто бежали 18 узников, которых расстрелял один польский жандарм. Откуда взят этот пример? Если погибли все 18, то кто мог рассказать о случившимся? В то же время весь мир знает о героическом восстании евреев Варшавского гетто.
Вслед за Варшавой восстали гетто Белостока, Вильнюса, Львова, Кременчуга, о чем свидетельствуют воспоминания участников. Гораздо меньше известно, что практически во всех, даже малых гетто тоже имело место сопротивление нацистам. Причина, по которой об этих восстаниях мало кто знал, крайне проста — в отличие от Варшавского гетто, Собиборского лагеря военнопленных, концентрационного лагеря Треблинки, почти никто из восставших не остался в живых. Вот почему до открытия архивов Холокоста о еврейском сопротивлении мир практически ничего не знал, и образ еврея, безропотно идущего к расстрельному рву, прочно вошел в сознание и живет до сих пор. В документах Ровенского областного архива сообщается о восстании в гетто местечка Тучино, недалеко от Ровно. 22 сентября 1942 года около 3000 узников этого лагеря подняли мятеж. Никто из мятежников не выжил.
Даже в немецких оперативных сводках за июнь и сентябрь 1941 года просачиваются сведения о еврейском сопротивлении. Вот некоторые из них: «Передовая команда прибыла в Каунас 28 июня и приступила к действиям. Ночью была сильная перестрелка между литовскими добровольцами и евреями». «В Житомире украинская полиция была обстреляна евреями». В городе Остроге группа еврейской молодежи автоматными очередями встретила жандармов, загонявших евреев в гетто». А вот еще один документ от 27 октября 1942 года, подписанный самим Гиммлером: «Главному начальнику СС и полиции Украины обергруппенфюреру СС Прюцману. Главный штаб Вермахта доложил мне, что линия Брест-Гомель все еще подвергается нападениям банд, что вызывает осложнения в снабжении фронтовых частей. На основании имеющихся у меня донесений можно считать, что центральной базой бандитского движения в болотах Припяти является Пинское гетто. В связи с этим приказываю вам немедленно, невзирая на соображения экономического характера, ликвидировать Пинское гетто». Список гетто и лагерей еврейского сопротивления достаточно велик и отвергает мнение о «молчаливых ослах». При изучении истории Катастрофы нельзя пройти мимо того, как родители всеми силами старались в первую очередь спасти своих детей, даже ценой собственной жизни. Известны случаи, когда раненые узники, путем неимоверных усилий, сумели выбраться из расстрельных ям и таким образом спастись. Абраша Прейсман, гражданин Америки, один из них. После того что совершили восставшие узники гетто и концлагерей, изменилось значение таких слов, как «храбрость», «отвага», «достоинство» и «честь». Историк Сесил Рот писал: «Трудно объять разумом и выразить пером огромность Катастрофы, невероятную силу духа, которой обладали воины-евреи, придавшие самому понятию гетто, некогда постыдному и унизительному, ореол славы и чести».
Автор статьи «Молчание ослов» не мог не знать, что Холокост — это Катастрофа и героизм. Вторая группа «молчаливых ослов» — это евреи Израиля, которые молча, без всякого протеста, относятся к негативным действиям правительства. «Ольмерты прекрасно знают, что никто не выйдет на демонстрации протеста, никто не восстанет, никто не пожертвует своими удобствами ради общего дела». Под этими словами готов подписаться и Леонид Амстиславский. В статье, без всяких ссылок на первоисточники, голо утверждается, что премьер-министры, депутаты кнессета берут взятки, что «нет разницы между «правым» и «левым» правительством, их курс — продажа Святой земли», что «духовные ценности в израильском обществе смыты напрочь многомиллиардными долларовыми вливаниями из-за океана».
Но молчат ли израильтяне, когда нечто подобное происходит среди руководителей страны? Являются ли они молчаливыми ослами, как это пытается представить автор? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории Государства Израиль. 1959 год. Правительство Израиля пережило кризис из-за протестов населения против поставок оружия в Западную Германию. Что привело к временной отставке Бен-Гуриона. Июнь 1967 года. Массовые демонстрации израильтян в Иерусалиме и Тель-Авиве, требовавшие у премьер-министра Леви Эшкола назначить министром обороны генерала Моше Даяна. 1973 год. В Израиле прошли демонстрации с требованиями ухода Голды Меир в отставку в связи с тем, что Израиль оказался застигнутым врасплох в первые дни войны Судного дня. Голда Меир ушла в отставку. 1976. Ицхак Рабин ушел с поста премьер-министра из-за разногласий среди израильтян по вопросу о поселениях на Западном Берегу.
1978 год. Десятки тысяч евреев вышли на демонстрации против политики Бегина, недостаточно реагировавшего на мирную инициативу президента Египта Анвара Садата. 1983год. 150 тысяч человек собрались в Тель-Авиве, требуя немедленного вывода израильских сил из Ливана и отставки Бегина. Вскоре Бегин ушел в отставку. Затем подал в отставку Нетаниягу в связи с отдачей арабам Хеврона, вынужден был последовать его примеру Барак — из-за больших уступок Арафату. Не молчат израильтяне и при правительстве Ольмерта, ведущее переговоры с руководством ПА о разделе Иерусалима. 18 сентября 2007 депутаты кнессета большинством голосов приняли решение запретить Ольмерту вести какие-либо переговоры о судьбе Иерусалима. После публикации всех документов комиссии Винограда, где на правительство Ольмерта возложена вина за неудачи во Второй ливанской войне, вполне возможна и его отставка. Какое же это молчание ослов? Скорее всего, такие статьи могут творить только «пишущие ослы».
Уважаемый
Самуил Гиль!
Примите глубочайшую благодарность за внимание к моей скромной преамбуле к статье Якова Розена «Молчание ослов». Примите мое не менее глубокое раскаяние за то, что посмел рекомендовать читателям прочесть спорную статью.
Вы, уважаемый Самуил, считаете, что подобную статью мог «сотворить только «пишущий осел». Не будучи специалистом в подобного рода творчестве, не берусь с вами спорить. Вам виднее. Правда, судя по скрупулезному разбору и историческим экскурсам, «ослиное творчество» нашло в вас внимательного читателя.
Жаль только, что мою преамбулу к этой статье вы прочли менее внимательно. Иначе вы непременно заметили бы фразу: «Миф о том, что «евреи безропотно шли на убой» достаточно распространен. При этом никто не говорит о том, что в бесконечном потоке в газовые камеры концлагерей стояли не только евреи — старики, женщины и дети, что в этой страшной «очереди на смерть» стояли солдаты и офицеры Советской армии»
Разумеется, вы правы говоря о том, что все эти тысячи фотографий, километры кинопленки и многочисленные воспоминания «могли делать только пропагандисты из департамента Геббельса, других там не было». Правда, при этом возникает вопрос: почему за все эти годы — с 1945 по сегодняшний день, нет ни одного фильма, ни одного документального кадра, созданных в Израиле, Америке, Англии и др. цивилизованных странах о героизме евреев, оказавших вооруженное сопротивление своим убийцам?
«За все послевоенные годы большинство средств массовой информации приложили немало усилий, чтобы образ трусливого еврея прочно засел в общественном сознании». — Это не мои слова. Это — ваши слова, уважаемый г-н Гиль!
А где же все наши еврейские медиа-магнаты, которым принадлежит немалая часть мировых СМИ? Где многочисленные еврейские фонды, щедро финансирующие арабское образование и считающие копейки, когда речь идет о пропаганде героизма евреев?
Одно из двух: либо образ безропотной жертвы, вызывающей всеобщее сочувствие, выгоден еврейской элите, определяющей, кого и как финансировать на идеологическом фронте, либо… действительно факты активного вооруженного сопротивления евреев были тем самым исключением, подчеркивающими печальное правило.
Вы, уважаемый Самуил, осуждающе подчеркиваете, что я готов подписаться под словами из обсуждаемой статьи: «Ольмерты прекрасно знают, что никто не выйдет на демонстрации протеста, никто не восстанет, никто не пожертвует своими удобствами ради общего дела». Я и сейчас готов под ними подписаться. Думаю, что не только я один.
Что же касается того, что в статье «Молчание ослов» нет ссылок « на первоисточники, голо утверждается, что премьер-министры, депутаты кнессета берут взятки…», то позвольте мне от имени Якова Розена попросить лично у вас прощения за это досадное упущение с его стороны. Правда, «согласно отчету Международной организации Transparency International, 88 % израильтян полагают, что уровень коррупции в Израиле изменился в худшую сторону. В среднем, такой точки зрения придерживаются 85 % населения.
По результатам отчета, наиболее коррумпированными институтами общества в Израиле оказались политические партии — уровень коррумпированности составляет 4,3 балла (1 — наименее коррумпированные, 5 — наиболее коррумпированные). Следует признать, что Эквадор, с оценкой коррумпированности 4,9 все-таки опережает Израиль.
После политических партий наиболее коррумпированным в Израиле считается парламент — 4,1 балла, религиозные учреждения — 3,8 балла, управление подоходного налога («мас ахнаса») — 3,3 балла, бизнес — 3,1, таможня — 3,1, полиция — 3, система образования — 2,7. Наименее коррумпированной израильтяне считают Армию Обороны Израиля, которая получила 2,3 балла.
Также по результатам опроса, большинство израильтян считают, что коррупция опаснее бедности, загрязнения окружающей среды и инфляции».
Не менее «голо и безосновательно» заявление государственного контролера Израиля: «Коррупция во властных структурах представляет наибольшую опасность для Государства Израиль, нежели любая другая».
Впрочем, наверное, уважаемый Самуил Гиль все-таки прав — никто, ни автор статьи, ни я в своем комментарии не приводили копии уголовных дел в отношении премьер-министра, президента и ряда депутатов кнессета. Простите нам это упущение. Доводы «борьбы» израильтян, приведенные вами, начиная с 1959 г., вне сомнения, полностью разоблачают как пристрастность автора статьи «Молчание ослов», так и меня, рекомендовавшего статью читателям «Еврейского Мира».
Еще раз благодарю вас за письмо, за глубокий и объективный анализ статьи, за справедливое замечание в мой адрес. Учитывая все это, предлагаю Якову Розену немедленно переименовать свою статью из «Молчание ослов» в «Возражения ослов».
Л. А.

