Уроки холокоста

В сентябре этого года я участвовал в двух печальных митингах памяти жертв жесточайших трагедий: наших современников — американцев, погибших 11 сентября 2001 г., и жителей местечка Староконстантинова, погибших в годы Катастрофы. В этот раз, как никогда ранее, меня не оставляло гнетущее чувство нерасторжимой связи двух трагедий, несмотря на то, что их разделяет шестьдесят лет, тысячи миль, океан, материки и миллионы жертв.

Огромный Нью-Йорк шесть лет тому постигла невиданная в истории города трагедия. Современный нацизм, которым по сути является радикальный исламизм, убил почти три тысячи ни в чем не повинных граждан Америки. А в маленьком, но духовно большом Староконстантинове за шестьдесят лет до нью-йоркской трагедии, на ближней окраине города, на красивой опушке Поповецкого леса, места отдыха горожан, на глазах соседей христиан среди бела дня было расстреляно все многотысячное еврейское население города, не успевшее эвакуироваться. В том рву вместе с родителями, бабушками и дедушками остались тысячи детей. Так было в каждом оккупированном городе и местечке. Шло планомерное уничтожение древнейшего народа, заложившего основы современной цивилизации, несмотря на гонения, преследования, инквизицию и погромы.

В то кошмарное время, мир безмолвствовал и бездействовал. Разве подобная реакция не способствовала неслыханным размерам Катастрофы?! Разве бездействие мира не поощрило безумный план Сталина завершить Холокост в СССР?! Не мир предотвратил трагедию, а смерть кровавого диктатора. Кощунственная реакция мира на Холокост стала впоследствии трагедией западной цивилизации. Когда в послевоенные годы в полной мере раскрылись размеры преступлений нацизма, можно было ожидать, что Холокост разбудит спящую совесть и выработает иммунитет от мирового терроризма. Но увы, этого не случилось. Вскоре в разных странах начали подвергать сомнению «размеры» трагедии, а затем и пытаться предать ее забвению, отрицая Холокост.

Урок безропотного мира хорошо усвоили современные террористы, корни которых следует искать в 40-е годы прошлого века, когда трупами наполняли Бабий Яр, когда тысячи одесситов заживо горели в артиллерийских складах, когда уничтожались евреи сотен местечек и городов, когда никто не откликнулся на крики о помощи мужественным узникам Варшавского гетто. Разве отказ союзных армий бомбить душегубки и печи лагерей смерти не запомнили нынешние гитлеры. В день Памяти жертв американской трагедии — одиннадцатого сентября почему-то вспоминается не менее трагическое решение лидера Америки вернуть палачу пароход с евреями, которые надеялись найти спасение в Новом Свете. В эти горестные дни следует напомнить о бездействии президента, которому мужественный польский офицер, сумевший вырваться из оккупированной Варшавы и добраться до Белого дома, рассказал о трагедии Варшавского гетто и умолял о помощи.

Трагедия еврейского народа — это катастрофа мировой цивилизации. Трагедия еврейского народа — это только первый акт покушения на всю цивилизацию, начальный этап мирового Холокоста. Пока западный мир не усвоит этой истины, пока не переболеет нашими страданиями, пока не осознает своей вины в бездействии, искренне не раскается и не положит конец ксенофобии, нельзя рассчитывать, что надвигающаяся катастрофа будет остановлена.

На одном из прошедших митингов кто-то горестно спросил: «Может ли мир остановить терроризм, если не остановил Холокост?» А ведь могли уменьшить хотя бы его в «размерах».

Руководители только некоторых государств Европы с опозданием и весьма формально принесли свои извинения еврейскому народу, которые не без основания воспринимались как личные извинения и по сути не являлись раскаянием их народов. Да и как поверить в извинения, если в Европе нарастает антисемитизм. Глава Ватикана с большим опозданием признал вину католической церкви за бездействие в период Холокоста. Но и этот акт отражает личное отношение Папы Иоанна Павла II к произошедшему. Видные католические лидеры стран, в которых пылал Холокост, до сих пор хранят молчание. Французский кардинал Жеолье в 1940 году с радостью встретил немцев.

Нужно ли удивляться, что в Прибалтийских государствах — членах Евросоюза, устраиваются парады СС и откровенно демонстрируется идеология нацизма. В России бритоголовые не скрывают свой фашистский облик. Антисемитская пропаганда генерала Макашова достигает своей цели только потому, что государство ему это позволяет. Вице-спикер Госдумы — придворный шут — демонстративно выражает свое презрение к жертвам Холокоста и симпатии к ближневосточным режимам, готовящим гибель западной цивилизации. Недальновидные и примитивные политики придумали опасную теорию — «нефтяной терроризм», по которой стоит нефтяным компаниям Запада договориться с нефтяными королями Востока — и сразу удастся умиротворить терроризм. Вариант Мюнхена. Трагическое заблуждение.

В наши дни уже впору говорить об уроках 11 сентября. В американской печати нередко раздаются голоса, призывающие забыть американскую трагедию, дескать, сколько можно бередить раны. Короткая память неизбежно приведет к непоправимым трагедиям. Нас пытаются убедить в том, что атака 11 сентября — печальный, но частный случай. Даже поговаривают, что «Аль-Каида» не готова к новому штурму. Опасное благодушие. Боюсь, что скоро будут отрицать атаку 11 сентября, как кое-кто отрицает Холокост. Еще опасней многолетняя говорильня сильных мира сего об устранении атомной угрозы Ирана. Все знают, кто является спонсором международного терроризма, все понимают, что никакими переговорами угрозу остановить невозможно, но упорно продолжают бессмысленные дебаты о дипломатических мерах и блошиных укусах «санкций». Ситуация тупиковая.

На одном из митингов весьма уважаемый и трезвомыслящий духовный лидер нашей общины завершил свою речь образным пассажем: «Мы любим сильнее, чем они ненавидят нас, и в этом залог победы над терроризмом». Я готов подписаться под этой фразой, если любовь укрепит наши сердца и вразумит нас на решительные действия, которые устранят угрозу. Для того чтобы победить террор, необходимо, прежде всего, ужаснуться от той неизмеримой вины за бездействие человечества в годы Холокоста. В годы, когда пылали печи Освенцима, американские евреи в новогодние дни в красивых синагогах просили Всевышнего записать их в Книгу жизни. В лагерях смерти тоже молились, но обреченные жертвы не могли просить о жизни, когда рядом гибли тысячи детей. В лагерях смерти спрашивали: «Где ты, Господи, ты ли Царь Вселенной?». В гибели шести миллионов евреев виноваты не только нацисты…

По зловещему совпадению, сентябрь еще «ознаменован» трагедией Беслана. Казалась, сентябрьская трагедия Америки и гибель детей Беслана должны объединить усилия двух стран в решительной борьбе с международным террором. Вместо общих мер, мы наблюдаем нарастающую разобщенность. Еврейскому народу, как никакому другому, близко горе матерей Беслана, мы не забудем их страданий. А вот помнит ли мир, как великий гуманист, учитель и врач Януш Корчак отказался от возможности избежать гибели и пошел на смерть со своими воспитанниками? Мы чувствуем боль матерей Беслана как свою собственную, но лучше их знаем ее глобальную причину. Их трагедия, как и американская, началась тогда, когда заговор молчания позволил нацистам методично совершать невиданное по размаху уничтожение народа.

Таковы некоторые уроки Холокоста.

Мы любим мир, свободу, детей, но только святая и действенная ненависть может победить террор и предотвратить новый Холокост.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Уроки холокоста

  1. мы-жертвы Холокоста,а вовсе не его герои!Это понимают все,кроме некоторых евреев.Нам нужно чаще вспоминать,вместе с автором эой статьи о тех недостойных наших действиях,способствовавших катастрофе.

Обсуждение закрыто.