Окончание. Начало в № 804
Вот вам ещё задачка — здесь больше на сообразительность, из «неортодоксальных».
Г. Риндер
«Lie Schwalbe», 1977
позиция 2
Мат в два хода
Ну и в чём трудность? Очевидное 1.Л: b7 — и неизбежно 2.Лb8 мат. А трудность — в рокировке! В старом «Пиранском кодексе» приводится следующее правило эстетики: «Если при доказательстве чего-либо была использована возможность рокировки, она должна быть фактически сделана в процессе решения». Вот и здесь, если чёрные могут рокироваться, мата после 1.Л: b7 нет. Но тут вступает в дело ещё один прием шахматного художества — ретроанализ. Нужно проверить, «легальна» (т. е. возможна) ли позиция, чей в ней ход, есть ли возможность рокировки, взятия на проходе и прочего? Здесь очевидно, что чёрные король и ладья — в начальном для рокировки положении, но… Если ход белых — какой же был последний ход чёрных, при котором право на рокировку сохраняется? Такого хода нет, ведь если король или ладья двигались — по шахматным правилам рокировку делать нельзя! Значит, перед нами маленькое разветвление: если ход белых, чёрные не имеют права на рокировку и матует 1.Л: b7, а если здесь ход чёрных, они (по «пизанскому правилу») должны делать рокировку немедленно — иначе ведь, сыграв ладьёй или королём, они право на неё утратят, и ход в «безрокировочной задаче» должен быть, как и обычно, за белыми. Ведь именно предположение о возможной рокировке нас привело нас к нарушению «обычая»! Теперь начинаем чёрными: 1…0-0 2.Лg7. Крh8 3.Кg6 мат (за два хода каждой стороны).
«Шахмат как таковых» здесь не много, просто интересная головоломка с логической ловушкой. Кстати, в XIV — XVI веках шахматные задачи в Европе (Италии, Испании, Германии…) являлись неплохим средством бизнеса: очень уж были модны ставки на пари! Монахи составляли (и продавали) целые сборники шахматных задач с неожиданными ловушками — то игровыми, а то и прямо психологическими, спорщики их покупали, выигрывая пари за пари, с лихвой окупая «вложения»… То, что мы сейчас посмотрели, как раз из области таких «ловушек-подначек».
Теперь немного об этюдах. Более свободная их форма, отсутствие условных правил типа ограничения числа ходов для победы или ничьей делает их художество более глубоким, более близким к практической партии. Этюд, в сравнении с задачей, как бы больше живое растение и меньше механизм. По занимательности же они равны.
Принято различать этюды аналитические и «романтические». В первых идёт разработка длинных логически связанных цепочек ходов — «вариантов», позиции подвергаются утончённому детальному анализу, но неожиданных, парадоксальных решений, нарушения очевидности ради гармонии и силы более высокого порядка — не много. Романтические, основоположником которых считается великий россиянин начала ХХ века Троицкий, более «фантастичны», остроумны и парадоксальны. Под «художественным этюдом» сегодня обычно понимаются именно они.
И знайте, целые книги написаны, многолетние идут полемики о направлениях в этюдной и задачной композиции, всякие там чешские, старонемецкие, английские и прочие школы предлагают своё понимание красоты, методики оценки качества композиций… Вообще, в качестве искусства шахматы обладают совершенно уникальной особенностью: возможностью почти объективной оценки и проверки!
Разумеется, как во всяком искусстве, в шахматной композиции есть свои правила жанра. Помимо формальных требований, таких, как легальность (позицию можно получить из начальной, не нарушая правил), наличие единственного и корректного решения, есть, конечно, и критерии чисто эстетические. По ним-то, как вообще в искусстве, и различаются художественные школы и направления. Среди этих критериев можно назвать оригинальность идеи этюда, экономичность (чтобы не было на доске «неиграющих» фигур), новизну и глубину идеи, естественность начальной и красоту конечной позиции этюда…
Есть и свои рекорды. Посмотрите один из моих любимых этюдов — автор (блестящий этюдист из Питера Леопольд Митрофанов) озаглавил его «Семь ферзей удачи». А я бы: «Полное хулиганство!» Хулиганство до предела корректное, ваш покорный слуга самолично, будучи рецензентом книги этюдов Митрофанова, долго пытался его опровергнуть… К слову, одно из традиционных пожеланий к этюду — «естественность начальной позиции» — в нём напрочь нарушено: две пары строенных чёрных пешек, белые пешки обошли чёрные, короли словно отдельно от прочих фигур… Чего не сделаешь ради рекорда! Этот этюд — скорее не из «реализма», а некоего фантастического авангардизма вылупился.
Л. Митрофанов
позиция 3,
Ничья
Оба короля в беде, кто быстрее?
1.Фе5! (грозит мат с h8) Фa5+!! (1…Фd8 2. Фb2+ и Фb7 мат) 2.Кр:a5 Крb7! (теперь грозит мат превращённой в ферзя пешкой: e1Ф мат). 3.Фb2+ (пара вариантов: 3.Фа1(с3) е1Ф+! 4.Ф: е1 Кd2!, и не остановить мат конём с с4 либо b3, а если за него отдать ферзя, новорожденный из пешки «d» ферзь чёрных матует раньше. Плохо для чёрных торопливое 3…Кd2?? 4.Фb2+ Крa7 5.Фb8+! Крb8 6.Крa6! e1Ф 7.e7 c неотразимым е8Ф мат) Кра7 4.Фb8+!! (Снова! Все жертвы необходимы, и на строго единственных полях!) Кр: b8 5.Кра6 е1Ф 6.g7 (снова грозит чёрным: g8Ф мат) Фа5+!! 7.Кр:a5 Крb7! (короли поочерёдно запирают друг дружку, пока их слуги готовят эшафот) 8.g8Ф е2 (грозя е1Ф мат) 9.Фа8+!! (но не 9.Фb8+ Кр:b8 10.Крa6 Крc8 11.f6 e1Ф 12.f7 Фf2 с победой чёрных — их король вырывается из клетки) Кр:f8 10.Кра6е1Ф 11.е7 (как отражать е8Ф мат? Мы уже знаем, как…) Фа5+!! 12. Кр: a5 Крb7 13. е8Ф Кd2! (всё, у белых лишний ферзь, чёрным ещё до этого далеко… Но как спастись от матов конём на с4 или b3?) 14.Фа8+!! (а вот так! Как это принято на нашей доске…) Кр: a8 15.Кра6 К: c4 (к тому же примерно ведёт другой маршрут коня в гонке за пешкой: Kf3 16.f6 Ke5 17.f7 K: f7 18.a5!) 16.f6 (ещё не поздно запутаться, поторопившись запатовать своего короля: 16.a5?? Ke5 17.f6 Kd7 18.f7 Kb8 мат! — с совсем неожиданной стороны!) Ке5 17.f7! (ну, съешь меня!) К:f8 18.a5! И чёрные никак не могут распатовать белого короля, выпустить его на свободу! Пат — ничья — неизбежен!
Этот этюд — в какой-то степени квинтэссенция шахматного художества. А теперь скажите: прелесть и некоторую тайну шахматного искусства как вам удалось ощутить — через ходы или через вирши?
А теперь — традиционное задание. Сначала, конечно, написать в домашнюю энциклопедию сонет (поэму) о шахматах — но чтоб не хуже Набокова! А в оставшееся время — пара не очень сложных позиций.
Д. Кларк (1876 год)
позиция 4
Мат в два хода
У. Шикман (1903)
позиция 5
Мат в два хода
Думайте, наслаждайтесь!