О чем молчат архивы…

День 15 апреля 1945 г. выдался по-настоящему весенним — теплым и даже тихим. Во всяком случае, в предместье Мюнхена. Как-то даже не верилось, что война еще продолжается и всего через три недели Германия падет. Лишь на территории картонажной фабрики «Йозеф Вирт» царило какое-то нервное напряжение. Директора Хубера срочно вызвал к себе нацистский функционер, сопровождавший крытую грузовую машину с прицепом, и предупредил: привезенные тюки и еще двадцать таких же машин с грузом в мешках и россыпью, идущих следом, следует немедленно пустить в переработку. «Макулатура» весом в 65 тонн заполнила все подсобные помещения. Нацист очень спешил, торопил всех и грозил строжайшими карами в случае промедления.

Даже при беглом осмотре работники фабрики обнаружили, что «макулатура» есть не что иное, как картотека нацистской партии и тех, кто им оказывал услуги. Ценный груз прикрыли настоящей макулатурой и через несколько дней Хубер сдал его вошедшим в Мюнхен американцам. Сообщившая эту сенсацию «Новая газета», издававшаяся с октября 1945 г. американскими оккупационными войсками для немецкого населения, писала: «Директор Хубер и его люди понимали, какую ценность представляет нацистская партийная картотека. Они горды представившейся им возможностью оказать услугу своей стране…» (Google. www.polit.ru/research/2007/0704).

Итак, огромная картотека нацистов оказалась в Америке. Именно благодаря ей удалось привлечь к суровому суду многих фашистских бонз и их приспешников. Многих, но далеко не всех. Вместе с т. н. перемещенными лицами в Америку хлынули и те, кто избежал наказания, сумел обмануть американское правосудие и обосновался в стране. Обосновался надолго. Среди них немало было нацистов и просто уголовников. По этому поводу New York Times писала в августе 1948 г., что «бывшему нацистскому преступнику легче получить въездную визу, чем его невинной жертве».

Среди прибывших оказалась и мисс Райан. Ее легенда казалась более чем привлекательной: пострадала от фашистов и теперь хочет жить спокойно в демократической стране. А ведь стоило американским спецслужбам поковыряться в личном деле мисс Райан, которая проживала в Квинсе, и они обнаружили бы множество нестыковок. Как оказалось, 22- летняя бывшая сотрудница т. н. «детского барака» Майданека Хермина Браунштайнер, специализировавшаяся на малолетках, была уникальным садистом с маниакальным уклоном. Даже немцы называли ее «фрау смерть». И ведь «достали» ее не потому, что вычислили. Только в 1969 г., по личному требованию известного охотника за нацистами Симона Визенталя, ее арестовали и отправили в Германию, где и определили ей пожизненную изоляцию от общества (к благородной миссии С. Визенталя мы еще вернемся).

Случай этот не единичный. В 1947 г. в США был создан отдел специальных расследований министерства юстиции, которому поручили поиски нацистов и их приспешников. За четверть века по обвинению в сотрудничестве с нацистами 71 из них лишен американского гражданства, а 57 высланы из страны. Еще по 200 делам проводится расследование. К этим цифрам (других официальных данных нет) следует вернуться. Итак, 71 преступника выловили, а выслали только 57. Куда же делись остальные 14? Если они осуждены американским судом за преступления против человечества, то почему такая «привилегия» — остаться в стране? Если их оправдали, то почему? А если лишили гражданства, но не выслали, то опять же почему? Нестыковка получается.

Возникает и такой вопрос: а зачем, собственно, нужно обязательно высылать негодяев, а не судить их по американским законам? Тем более что США вместе с другими странами антигитлеровской коалиции, согласно решениям международного военного трибунала в Нюрнберге, взяли на себя обязательство преследовать нацистов и тех, кто им помогал, по всему миру.

Да и нет срока давности по этим преступлениям. Кроме того, все они или большинство являлись или являются гражданами США. В этом перечне проблем есть еще одна, весьма существенная: является ли высылка наказанием за кровавые деяния? Ведь выслать из страны вовсе не означает наказать на месте (к этому мы еще вернемся). Тем более что речь идет, повторяю, не о посторонних людях, а о гражданах США.

Возникают и другие не менее важные вопросы. Но прежде чем перейти к ним, сошлюсь на уже известный парадоксальный случай. Более 25 лет ведется юридическая возня вокруг депортации из США бывшего охранника нацистского лагеря Собибор Ивана Демьянюка («Ивана Грозного»). Все доказательства налицо: его опознали бывшие заключенные и уличили во лжи, нашлись и документы того времени. Суд в Кливленде дважды лишал его американского гражданства, но всевозможные юридические закавыки мешают довести дело до логического конца (израильский Высший Суд Справедливости не нашел доказательств вины Демьянюка. Видимо, и израильское правосудие старается выглядеть святее Папы Римского).

А теперь представим себе, что Демьянюка, как и других его земляков-преступников — Теодора Щехинского, бывшего охранника концлагеря Гросс-Розен и Заксенхаузен, которого иммиграционный суд также решил депортировать; Андрея Кураса, обвиненного в массовых убийствах евреев в Польше, которого еще в 2004 г. суд в Нью-Джерси лишил гражданства, — передадут Украине, где героями себя чувствуют участники гитлеровских формирований «Роланд», «Нахтигаль», дивизии СС «Галичина», бандеровцы… Украине, где специальным Указом президента В. Ющенко в 2007 г. на государственном уровне отмечалось 100-летие со дня рождения гауптштурмфюрера СС, генерала-хорунжего УПА (Украинской повстанческой армии) Романа Шухевича. Того самого, которого Гитлер наградил «Железным крестом» за проведение карательных операций, а указом президента Украины ему присвоено высшее воинское отличие — герой Украины (вот уже и в Черновцах переименовали ул. Аркадия Гайдара в ул. Романа Шухевича, и даже в Одессе имя приснопамятного командарма УПА присвоено переулку им. Александра Грибоедова. Видимо, и одесский мэр Эдуард Гурвиц попал под обаяние президента Ющенко).

Таким образом, и Демьянюк, и Щехинский, и Курас опять попадут в родную стихию: получат форму, пенсию и будут маршировать в строю таких же головорезов, как и сами. Так стоит ли их отправлять туда, где они будут чувствовать себя героями?

Вот и Владасу Заянчкаускасу, бывшему охраннику концлагеря Травники, иммиграционный суд в Массачусетсе выдал ордер на депортацию. Могу только представить себе, какое «наказание» ждет его в Литве. Где власти освободили от ответственности бывшего нациста, известного бандита Альгимантаса Дайцлине. В Литве, где неонацисты, как и в соседней Эстонии и Латвии, чувствуют себя героями. Конечно, по логике вещей преступники должны понести наказание там, где они совершили преступления. Об этом в свое время провозгласила Московская Декларация от 1 ноября 1943 г., в которой США, Англия и СССР обязались ловить военных преступников и отправлять их для наказания в свои страны. Но дело в том, что обстановка в мире изменилась, ценности сместились, поменялась их полярность: сносят памятники освободителям и называют улицы и площади именами коллаборационистов; преследуют ветеранов войны и дают госпенсии нацистам и их оруженосцам; отменяют праздники, завоеванные кровью, и молча наблюдают, как по улицам Таллинна, Риги, Киева, Вильнюса и других городов маршируют колонны предателей. В этой обстановке, естественно, нужны иные меры. Никоим образом нельзя допустить, чтобы преступники ушли от справедливого возмездия.

Беззаконие и всепрощение, растягивание юридических процедур до немыслимых размеров и снисходительность, возрастные рамки и безосновательные зацепки, такие, как старость и болезнь, лишь порождают уверенность в безнаказанности. Не потому ли по всему миру развелось великое множество неонацистов самой разной раскраски. Вот уже и в самом Израиле многие годы свирепствуют местные фашисты, а власть, соблюдая мнимую политкорректность, смотрит на эту дикость как на детские шалости.

Вернемся к одному из главных охотников за нацистами Симону Визенталю (1908 — 2005). Бывший узник Маутхаузена (жертвами Холокоста стали 89 его родственников) посвятил свою жизнь благородному делу — поиску нацистов по всему миру. (С 1977 г. Центр Симона Визенталя находится в Лос-Анджелесе). Его подвиг отмечен наградами многих стран, в том числе США, Великобритании, Нидерландов, Австрии, а в свои 95 лет он был удостоен Грамоты на пожизненное рыцарство Британской короны: «Рыцарь-командор Британской империи».

1100 нацистов Центр довел до суда, а 170 из них — на его личном счету. В том числе и писатель, нобелевский лауреат Гюнтер Грасс, служивший в СС и скрывший свое подлое прошлое. «Мое дело сделано, — заявил в конце жизни Симон Визенталь, — я нашел тех виновных в массовых убийствах, которых искал. Я пережил их всех. А тех, кого я уже не ищу, сейчас слишком стары и больны для того, чтобы предстать перед судом».

Думаю, что вкладывать сабли в ножны рановато. Еще не все архивы заговорили в полный голос, а некоторые из них молчат, дожидаясь заинтересованных, мудрых и кропотливых исследователей. Еще не перевелись те, кто живут под вечным страхом проклятия и возмездия. Еще в мире витает фашистский вирус, мутируя от национал-социалистов до национал-большевиков. Пока жив последний нацист, пока нацизм как страшное явление не исчезнет, борьбу с этим вселенским злом прекращать нельзя.

Да, о многом еще могут рассказать архивы, спасенные сотрудниками фабрики «Йозеф Вирт», что в предместье Мюнхена.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора