Продолженный спор

Фото: Жирона

Ну, коли американские выборы продолжились за пределы «ринга», вспомним другие долговременные дебаты. Подлиннее нынешних лет на 760. Мне попадались материалы христианских авторов, которые доказывают, что состоявшийся в 1263 году в Барселоне диспут «уверенно выиграл брат Пабло». Евреи противоположного мнения. Но подержим интригу до конца статьи.

Рабби Моше бен Нахман (Рамбан), один из величайших мудрецов последних тысячелетий, родился в 1194 году и прожил большую часть жизни в Испании, в каталонской Жироне (Героне), вблизи от французского Прованса. Жирона — древняя крепость, ещё от иберов и римлян осаждённая 25 раз (взятая семижды). География определила уникальный путь гения: он синтезировал подход французских тосафистов (на котором основана ашкеназская традиция), алахическую школу Рифа (1013-1103) , подход мудрецов Прованса, защищавших в споре книги Рамбама (1138-1204) и потому близких к сефардской традиции, и североиспанскую школу каббалы. Он учился Талмуду и алахе у учеников французского тосафиста Рицбы Натана бен Меира и Йеуды бар Якова; каббале — у братьев Азриэля и Эзры бар Шломо, учившихся, в свою очередь, у знаменитого каббалиста из Прованса рабби Ицхака бар Авраама, сына великого оппонента Рамбама Раавада из Поскьеры. Позже выдающийся германский каббалист рабби Элазар Рокеах специально прибыл в Жерону, чтобы передать Рамбану тайны практической каббалы и молитвенных настроев (каванот).

Был Рамбан энциклопедически образованным человеком, хорошо знал естественные науки, философию, христианскую и мусульманскую традиции. Он, Главный рав Жероны (с 1264 по 1265 годы, вероятно, и всей Каталонии), на жизнь зарабатывал ремеслом врача. Работы с аналитическими заметками по Талмуду начал писать в 16 лет; в 19 издал книгу «Милхамот Ашем» (Войны Всевышнего), где защищал законодательный подход Рифа, рава Ицхака Альфаси, на базе разработок которого строятся все наши позднейший алахические кодексы. Ныне работа юноши печатается во всех изданиях кодекса Рифа!

Clip2net_201111084752ggggggg

Короче, гений из гениев, отличавшийся к тому же исключительным разнообразием творчества: из 50 дошедших на нас его работ (по Талмудам, алахе, мистической философии, каббале…) самая известная — написанные в последние годы комментарии на Пятикнижие. Автор отходит от принятого прежде разбора отдельных стихов и терминов Торы. Ему, как и предшественникам, необходим точный грамматический анализ текста, но исследует Рамбан в основном контекст и смысловые связи, нередко приводит намёком толкования из тайного учения. Он привлекает материал мидрашей и агадот, рассматривая их то как аллегорию, то как буквальное повествование; его подход и философский, и мистический, и — строго выстроен по канве Закона. Особый момент: Рамбан порой критикует поступки величайших пророков — Авраама, Якова, Моше… и проводит логические связи будущих наших проблем с их действиями. Любой ценой добраться до как можно более глубинной истины!

В Жерону собираются ученики, самые известные — лидеры следующего поколения рабби Шломо бен Адерет и рабби Аарон Алеви. Неясно, была в городе ешива или просто неформальный круг ищущих мудрости. Рамбан пользуется непререкаемым авторитетом у единоверцев, достаточно упомянуть, что, когда в последние годы он прибыл в Землю Израиля, лежавшую в запустении после войн и особенно из-за 50-летнего покорения её монголами, за краткое время он создал ешиву в Акко и восстановил общину в разрушенном Иерусалиме. Король Арагона и иных земель, народный герой Испании, один из ведущих полководцев Реконкисты Хайме I (Якоб I, 1208-1276) «Завоеватель» держал с ним совет и относился с уважением к «королю мудрости». Труды Рамбана поныне среди самых изучаемых и есть законы, в частности признание переезда в Святую Землю заповедью, вошедшие в наш обиход с его подачи.

Времена были нескучные. Католическая церковь пробудилась и стала жестоко преследовать сектантов, повела борьбу за насильственное «охристианивание» мира. Возникли «нищенствующие ордена» доминиканцев и францисканцев, устремившиеся в миссионерство. Суд инквизиции создан в 1215, её церковный Трибунал в 1229. Не так давно завершился «Альбигойский крестовый поход» (1209-1225) — серия войн, разоривших Южную Францию и стоивших минимум миллиона жизней. Церковь повела наступление и на живших прежде вполне обособленно евреев с целью превратить их в христиан — ведь неприятие именно евреями их соплеменника в качестве «бога» подрывало логическую стройность христианской доктрины. Дико читать, какими только «кровопийцами», «слугами дьявола», «колдунами и детоубийцами» нас не величал клир, дабы оправдать вопиющее несоответствие! Евреям стали навязывать «диспуты», на которых предстояло оправдываться, почему они, охальники, не веруют в Ешу. «Диспут» 1240 в Париже завершился сожжением Талмуда и жёсткой цензурой других еврейских книг, не только во Франции. Обычно в диспутах участвовали, а то и организовывали их знавшие иврит выкресты — мало кто из христиан владел языком оригиналов.

В общем понятно, почему, когда увлёкшийся параллельно с завоеванием мечом ещё и миссионерством, «мечом слова» король Хайме с его пастырем Раймундом де Пенафорте вознамерились устроить диспут между выкрестом Пабло Кристиани и величайшим раввином страны Рамбаном, последний не желал идти на это «никчёмное собрание». Согласился после обещания короля, что сможет говорить свободно. Такое случилось лишь однажды за всю историю навязанных нам христианами диспутов! В Барселоне, 20-24 июля 1263, в присутствии короля и знати, рыцарей, представителей «нищенствующих орденов» и небольшого числа евреев.

Диспут Рамбана
Диспут Рамбана

Пабло был занятным мужчиной. Бывший Шауль и, вероятно, ученик рава Элиэзера из Тараскона, он забрал детей у супруги, крестился и стал странствующим доминиканским монахом; ходил по городам и заявлялся в синагоги, вызывая евреев на спор. Что подвигло его на смену веры, неведомо, но парень он был идейный; подготовил немало агадот со своими интерпретациями, «доказывавших» божественность Иисуса. Конечно, выставлять бывшего ученика против гения рискованно, но помогали брату Пабло присутствующие собратья и сам король, а главное, неравный статус народов-оппонентов. Спрашивал Пабло — Рамбану король задавать вопросы не позволил; диспут задуман как суд над еврейской жестоковыйностью. Новинкой было желание монахов доказать истинность христианства на основании еврейских источников. А уж тогда евреям от крещения не отвертеться!

Рамбан принял вызов. Прекрасно понимая, что начавшая наступление на еврейство церковь не простит ему победы и тем более развенчания догматов христианства, он решил дать евреям образец защиты от будущих миссионерских посягательств. Потому же, когда после 4 дней диспута король повелел прекратить состязание, «поскольку я никогда ещё не видел человека, который так блестяще защищает неправое дело» — сиречь дабы избежать очевидного идейного разгрома своей религии и, вероятно, предотвратить гонения на себя самого со стороны Папы и инквизиции — Рамбан составил подробный отчёт о диспуте и этот отчёт, переписанный в сотнях экземпляров, разослан по всей еврейской диаспоре. Не буду пересказывать, обязательно «Диспут Рамбана» прочтите.

Возможно, эту брошюру рав составил по просьбе епископа Жироны, с которым дружил. Как бы то ни было, епископ или другие местные энтузиасты передали список в трибунал инквизиции. Хайме, давший королевское слово и даже наградивший мудреца после диспута, пытается его выгородить, последовал окрик Папы — и король, потребовав (ради выигрыша времени), чтобы суд состоялся в его присутствии, помогает Рамбану бежать (1265). В 1267 мудрец наконец высаживается в Акко, оживляет страну, отстраивает «Синагогу Рамбана». В ней, разрушенной трансиорданцами и восстановленной после Шестидневной войны, поныне слышны голоса молитвы и учёбы.

И — исчезает. Есть по меньшей мере 4 «могилы Рамбана» — в Акко, Хайфе, Хевроне и Тверии. После 1270 его следы теряются. Но — не драгоценный голос его души, что поныне с нами.

13a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора