Б-г открылся Аврааму на третий день после обрезания, когда, несмотря на боль и зной, праотец ждал гостей у своего шатра. Увидев трех ангелов в обличье странников, он принял их с почетом и щедро угостил. Один из гостей сообщил ему, что через год его 90-летняя жена Сара родит сына. Затем ангелы отправились уничтожить порочный город Сдом. Авраам просит Б-га пощадить город, если в нем найдутся хотя бы 50 праведников. Эта цифра была постепенно снижена, но даже десяти хороших людей там не оказалось, и приговор остался в силе. Прежде чем Б-г обрушил на Сдом и окрестности серный и огненный дождь, ангелы увели из города Лота, его жену и двух дочерей. Вопреки запрету, жена Лота оглянулась во время бегства и превратилась в соляной столб. Дочери Лота решили, что в результате катаклизма на всей земле совсем не осталось людей кроме них самих и их отца. Стремясь продлить род человеческий, они по очереди переспали с отцом, напоив его вином. В результате у них родились сыновья Моав и Амон, основатели двух народов. Тем временем Авраам поселился в области Герар. Местный правитель Авимелех похитил Сару, но затем вернул ее по требованию Б-га. Вскоре, в точном соответствии с обещанием Творца, у Сары и Авраама родился сын Ицхак. Отец сделал ему обрезание на восьмой день, как велел Б-г, а в день отлучения Ицхака от материнской груди устроил большой пир. Сара потребовала изгнать из дома Агарь и ее сына Ишмаэля, поскольку она опасалась их пагубного влияния на Ицхака. После некоторых колебаний Авраам выполнил это требование. В пустыне Ишмаэль едва не умер от жажды, но был спасен ангелом и получил обещание, что от него произойдет великий народ. Видя, что Авраам пользуется защитой Б-га, Авимелех заключил с ним союз. В ходе десятого по счету испытания Б-г велел Аврааму принести в жертву Ицхака на месте будущего Храма. Авраам был готов выполнить это указание, но в последний момент ангел остановил занесенный над Ицхаком нож. В награду за беззаветную преданность Всевышнему Авраам получил «великое благословение» для своих потомков. В конце раздела приведена родословная семьи Авраама до рождения Ривки, будущей жены Ицхака.
***
Непринятая жертва. Жертвоприношение Ицхака («Акедат Ицхак») — одна из главных тем сегодняшнего раздела и, пожалуй, всей книги «Берешит». Но при внимательном чтении этой истории возникают некоторые вопросы. Автор сборника комментариев «Ознаим ла-Тора» рав Залман Сороцкин (1881 — 1966, Украина — Израиль) ставит эти вопросы и дает ответы на них.
Что там делал Ишмаэль? «И встал Авраам рано утром и взнуздал своего осла, и взял с собою двух отроков и Ицхака, сына своего…» (22:3). Этими отроками были не кто иные, как Ишмаэль, старший сын Авраама от служанки Агарь, и слуга Элиэзер. Так пишет РАШИ в своем классическом комментарии. Ишмаэль? Но ведь он находился тогда в пустыне, куда был изгнан из родительского дома. Об этом мы читали несколько ранее в том же разделе. Даже если принять во внимание, что порядок изложения этих двух эпизодов — изгнание Ишмаэля и жертвоприношение Ицхака — может не совпадать с их хронологической последовательностью, т.е. что Ишмаэль оказался в пустыне не до, а после драмы на горе Мориа (такое несовпадение в изложении вполне характерно для Торы), сей аргумент не принимается. Почему? Потому что Сара, жена Авраама, добивавшаяся изгнания Ишмаэля, умерла сразу после несостоявшегося заклания Ицхака. Скорее всего, высказывает предположение автор «Ознаим ла-Тора», Авраам вернул Ишмаэля, чтобы тот сопровождал его в качестве одного из двух слуг в дальней поездке к месту жертвоприношения. Именно так поступали важные и влиятельные люди в ранне-библейскую эпоху: без сопровождения они не отправлялись в путь. Но этот ответ не может нас удовлетворить. Разве мало было помощников и слуг у Авраама? Неужели Элиэзер и Ишмаэль были так уж незаменимы? Почему он не мог обратиться за помощью, например, к своим упоминаемым в Торе друзьям: Онеру, Эшколю и Мамрэ?
Однако мидраш сообщает, что Ишмаэля не надо было вызывать из пустыни для участия в поездке. К тому времени он уже возвратился домой. Произошло это так. Однажды Авраам навестил Ишмаэля в изгнании, когда тот был уже женат. Праотец остался недоволен оказанным ему приемом и посоветовал сыну развестись со своей негостеприимной женой и жениться на другой женщине, которая отличалась бы добросердечием и обращалась бы с гостями так, как это делал сам Авраам. Ишмаэль послушался отца, сменил жену. И тогда Авраам вернул его в семью. Это произошло еще до жертвоприношения Ицхака.
Третий лишний? Автор «Ознаим ла-Тора» отмечает также, что второй слуга был необходим Аврааму только на обратном пути. К горе Мориа его сопровождали трое: Ишмаэль, Элиэзер и сам Ицхак. Но после предполагаемого жертвоприношения их оставалось бы только двое. Однако Ицхак остался жив, и получилось, что в Беэр-Шеву Авраам должен был вернуться тоже с тремя людьми. Однако третий сопровождающий все же пригодился, поскольку Ицхака с ними не было. В конце эпизода сказано: «И возвратился Авраам к отрокам своим, и поднялись они, и пошли вместе в Беэр-Шеву…» (22:19). Ицхак не упомянут. Куда же он делся? Мидраш объясняет: сразу после несостоявшегося заклания ангелы увели его в иешиву Шема и Эвера, предков Авраама. «На третий день взглянул Авраам вдаль и увидел то место вдалеке» (22:4). Авраам увидел над горой Мориа облако, которое указывало на присутствие Шехины. В мидраше сказано, что Авраам спросил Ицхака, что он видит, и тот сказал, что тоже видит облако Б-жественного присутствия. «А что вы видите?» — обратился он с тем же вопросом к Элиэзеру и Ишмаэлю, и те ответили: «Ничего». Со временем на этом месте был построен Иерусалимский Храм. Современные арабы утверждают, что Храмовая гора свята для них не меньше, а даже больше, чем для евреев. Но ведь их праотец Ишмаэль честно признался, что не видит святого облака над этой горой. Он не заметил Б-жественного присутствия. Так почему же арабы-ишмаэлиты претендуют на это святое место?
«Украшение» заповеди. «И взял Авраам дрова для всесожжения, и положил их на плечи Ицхака, сына своего, и взял в руку огонь и нож, и пошли оба они вместе» (22:6). Автор «Ознаим ла-Тора» удивляется. Бедный Ицхак. Мало того, что он отправился добровольно и даже охотно (ради выполнения указания Б-га) с отцом, чтобы погибнуть от его руки. Он еще должен был нести дрова, на которых будет сожжено его тело как жертва всесожжения.
Примерно такой же случай описан в Мидраше. Рабби Акива встретил однажды душу умершего грешника, приговоренного Небесным судом к смерти. Суд постановил, что этот грешник должен принести на плечах вязанку дров, на которых его сожгут.
Но ведь Ицхак не был грешником, скорее наоборот. Так почему же Авраам заставил его нести дрова? В качестве ответа «Ознаим ла-Тора» приводит одну из молитв раскаяния («слихот»), в которой говорится, что для «украшения» заповеди жертвоприношения на храмовом жертвеннике, для усиления ее действия хозяин жертвы должен принести ее в Храм вместе с дровами на своих плечах. Это похоже на выполнения заповеди «бикурим»(«первинки»), принесения в Храм первых плодов земле. Их полагалось приносить в корзине, специально украшенной по этому случаю. Вот почему, едва завидев «то место вдалеке», он решил «украсить» жертву, повысить ее ценность и возложил дрова на плечи сына.
Отсроченное благословение. «И позвал Авраама ангел Г-споден с небес во второй раз, и сказал ему: «Собою клянусь, — молвит Г-сподь, — что раз совершил ты это, и единственного сына своего ты не пощадил, — великим благословением благословлю Я тебя и многократно умножу потомство твое…» (22:15-17). Вопрос: Почему Б-г не благословил Авраама, когда обратился к нему в первый раз и повелел не убивать сына? Почему Он дал ему благословение, только когда обратился к нему вторично?
По всей видимости, объясняет автор «Ознаим ла-Тора», для повышения эффективности благословения требуется предварительная жертва. В разделе «Шмини» (книга «Ваикра») первосвященник Аарон благословил народ на восьмой день своего приведения в должность, после того как закончил принесение всех жертв. Так же и здесь. Авраам заменил Ицхака на барана, которого нашел в кустах и принес в жертву всесожжения. Лишь после этого он удостоился столь важного благословения от Б-га, которое хранит еврейский народ уже много веков.