Еврейские местечки карибского моря

Островное государство Ямайка расположено в Карибском море. С XV в. до середины XVII в. островом на правах частной собственности владели испанские потомки Христофора Колумба, которые не допускали сюда инквизицию. Это привлекло на остров маранов. Они прибыли в колонию в 1530 г. К середине XVII в. численность евреев Ямайки, которых в документах того времени называли «португальцами», возросла. Под их контроль попала значительная часть торговли между европейскими странами и испанской Америкой.

Евреи Ямайки оказали помощь англичанам при захвате острова в 1655 г. Благодаря этому новые власти предоставили им свободу вероисповедания.

Во второй половине XVII в. на Ямайку продолжали прибывать евреи, изгнанные из колоний других стран на американском континенте: в 1654 г. — из нидерландских владений в Бразилии, захваченных португальцами, в 1664 г. — из Французской Гвианы, в 1673 г. — из Суринама, в 1685 г. — с Мартиники, а также немногочисленные еврейские поселенцы из Франции и Нидерландов. Первый раввин (хахам) Ямайки — Иешаяху Пардо был родом из Амстердама. На Ямайке сохранилось старинное еврейское кладбище с могильными захоронениями XVII — XIX веков.

Старейшая могильная плита находится на могиле Ицхака Родригеса Дель Прадо, умершего в 1685 г. Почти все евреи Ямайки проживали в это время в «пиратской столице» Порт-Ройал. Некоторые из них были владельцами, капитанами, матросами пиратских судов, нападали на испанские морские караваны. В этом городе уже в 1670-х гг. существовала синагога. К 1672 г. относится первое захоронение на городском еврейском кладбище «Хантс бэй», восстановленном в 1938 г.

После разрушения Порт-Ройала в результате сильного землетрясения 1692 года, уцелевшие евреи переселились в столицу колонии Спаниш-Таун и в портовые города Кингстон и Монтего-Бэй, где были построены синагоги. В XVII в. на Ямайку переселялись евреи из Великобритании и Германии, и к началу XIX в. на острове насчитывалось свыше трех тысяч евреев — 20 % белого населения.

До начала XIX в. еврейская община Ямайки была самой многочисленной и процветающей в западном полушарии. Город Кингстон тогда превосходил Нью-Йорк по численности еврейского населения. Основным занятием евреев Ямайки была контрабандная торговля с испанскими колониями в Северной, Центральной и Южной Америке, превратившая Порт-Ройал, а затем Кингстон в коммерческие центры мирового значения. Некоторые разбогатевшие коммерсанты становились крупными землевладельцами. Принадлежавшие им плантации давали значительную часть экспортной продукции Ямайки — сахара, ванили. Популярный «Ямайский ром» — знаменитый продукт еврейских специалистов и предпринимателей.

Среди евреев Ямайки было также немало мелких торговцев и ремесленников.

Указом английского короля Карла II от 1662 г. и парламентским актом от 1740 г. евреев, живших в британских колониях, уравняли в правах с представителями других вероисповеданий. Тем не менее, на Ямайке евреи фактически не могли участвовать в формировании органов местного самоуправления, быть присяжными, работать в государственных учреждениях. Несколько десятилетий над евреями Ямайки висела угроза изгнания с острова, на чем настаивали купцы-христиане для устранения конкурентов.

С 1750 г. евреи Ямайки начали мирную борьбу против политического неравенства, увенчавшуюся успехом в 1831 г., когда им было предоставлено избирательное право. В 1835 г. в главный законодательный орган колонии — Ассамблею был избран первый еврей — А. Браво. К 1865 г. число депутатов-евреев возросло до 13 — свыше четверти общего числа депутатов, однако они не составляли единой фракции. С 1849 г. по 1862 г. спикером Ассамблеи был еврей И. М. Моралес. Известно, что в 1849 г. сессия Ассамблеи была отложена из-за Йом Кипур.

Ассамблея Ямайки неоднократно выделяла средства на строительство и ремонт синагог. В 1850 — 60-х гг. евреи входили в состав тайного совета — совещательного органа при губернаторе Ямайки, возглавляли муниципальные советы и некоторые госучреждения. Рост политического влияния еврейской общины прекратился после ликвидации на Ямайке колониального самоуправления: черное население ненавидело всех белых.

С 1850-х годов начался упадок еврейской общины Ямайки, ибо из-за освобождения рабов произошел развал плантационного хозяйства. Закрылись синагоги в городах Спаниш-Таун и Монтего-Бэй. В конце XIX в. — начале ХХ вв. на Ямайку прибыли несколько десятков еврейских семей из Сирии, Ливана и Египта. Несмотря на это, в 1901 г. на острове насчитывалось 2,4 тыс. евреев, в 1941 г. — лишь 1,7 тыс., из них 90 % жили в Кингстоне.

В середине XIX в. начался процесс слияния сефардской и ашкеназской общин, завершившийся в 1921 г. образованием Объединенной конгрегации исраэлитов. В начале 1940-х гг. на Ямайку прибыли около тысячи евреев — беженцев из Европы, однако после окончания Второй мировой войны они покинули остров.

В начале 2000-х гг. на Ямайке в среде чернокожего населения жили около 300 евреев, и их численность продолжала сокращаться. В Кингстоне пока еще действует большая синагога, в которой собраны обрядовые предметы из ранее закрытых синагог Ямайки. При синагоге работают школа и благотворительное общество. В 1960-х гг. община острова оказала финансовую помощь евреям, эмигрировавшим с Кубы в США.

Израиль поддерживает дипломатические отношения с Ямайкой со времени получения этой страной независимости в 1962 г. и оказывает ей помощь в подготовке специалистов. Позиция правительства Ямайки по отношению к арабо-израильскому конфликту меняется и зависит от того, какая партия находится у власти.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора