Материалы сайта www.evrey.com
В четверг, 21 мая, в Израиле и в еврейской диаспоре по всему миру, будет отмечаться День Иерусалима, приуроченный к годовщине освобождения иерусалимского Старого города от иорданской оккупации и воссоединения столицы в первой половине июня 1967 года, в ходе Шестидневной войны.
Дата празднования Дня Иерусалима установлена в соответствии с еврейским календарем — 28 числа еврейского месяца Ияр. Таким образом, по отношению к обычному календарю эта дата — «плавающая».
Традиционно мероприятия в честь Дня Иерусалима включают в себя церемонию на «Арсенальной горке» (Гиват hа-Тахмошет), где в дни войны в 1967 г. шли ожесточенные сражения между солдатами 66-го батальона 55-й парашютно-десантной бригады Израиля и — наиболее боеспособного среди боевых частей воевавших с Израилем арабских армий иорданского Арабского легиона, созданного и подготовленного британскими военными советниками.
Во время кровопролитного боя израильским десантникам, понеся существенные потери, удалось оттеснить иорданцев с укрепленных позиций, что стало решающим переломом в ходе боев за израильскую столицу.
На горе Герцля в Иерусалиме, где находится военное кладбище, в этот день проводится церемония, посвященная памяти воинов, павших в Шестидневной войне.
Еще одно яркое, запоминающееся традиционное мероприятие этого дня — «Марш Иерусалима», который называют «Маршем флагов» («Рикуд дгалим»). По центральным улицам столицы Израиля, по направлению к Старому городу, из разных районов, с флагами Израиля и Иерусалима, стекаются колонны израильтян и гостей столицы. С песнями и танцами они входят в Яффские ворота Старого города и идут к Западной Стене (в мире ее называют «Стеной плача»). Там проходит праздничный митинг.
По традиции, накануне, вечером, в начале праздника, в столичной йешиве «Мерказ ха-Рав» проводится торжественное мероприятие, посвященное Дню Иерусалима. Здесь собираются раввины, министры правительства, депутаты Кнессета, начальник Генштаба ЦАХАЛа, глава правительства, а также другие известные общественные деятели. После окончания торжественного собрания, около полуночи начинается шествие из йешивы к Западной Стене.
В синагогах в этот день произносят праздничные молитвы (например, Галель) и читают радостные псалмы.
Однако в этом году эпидемиологическая ситуация в городе внесла в традиции праздника свои коррективы. Он (если в последний момент не будет принято иное решение) пройдет без массовых мероприятий, в том числе — без Марша флагов.
Сегодня многие, в том числе, те, кто родился (или совершил алию) в Израиль после 1967 года — с трудом представляют себе «прифронтовую» реальность Иерусалима — до чудесного освобождения города от длившейся без малого 20 лет арабской оккупации.
Тогда арабские снайперы вели прицельный огонь по прохожим (!) в еврейской, неоккупированной части города (никакие правила международного законодательства, регулирующие ведение войны, иорданских вояк не смущали).
На «прифронтовых» иерусалимских улицах можно было видеть таблички — с указаниями, какая сторона улицы наиболее опасна при обстреле.
Еще одной характерной деталью столичной жизни в те времена были бронированные транспортные колонны, доставлявшие еду, медикаменты и пр. в изолированные еврейские кварталы, находящиеся в окружении контролируемой иорданцами территории города. В частности — Ар hа-Цофим, где расположен Еврейский университет.
Надо ли говорить, что находящиеся под контролем Иордании, Храмовая Гора и Западная Стена для евреев были практически недоступными. Вопреки формальным обязательствам Иордании и мусульманского ВАКФа предоставлять возможность представителям других религий подниматься на Храмовую гору.
К моменту освобождения от оккупантов, прилегающая к Западной Стене площадь представляла собой «многоэтажную», многометровую гору мусора, на которой, к тому же, стояли арабские лачуги. Между ними и Западной Стеной пролегала узкая тропинка.
После освобождения Старого города Иерусалима Армией Обороны Израиля потребовалось немалое время для очистки прилегающей к Западной Стене площади от слежавшегося мусора.
После освобождения Храмовой горы знаменитая фраза участвовавшего в этом генерала Мота Гура — «Ар а- Байт бэ ядейну!» («Храмовая гора в наших руках!») — облетела весь мир и вошла в учебники израильской и мировой истории. Арабы не сомневались, что евреи установят над Храмовой горой полный контроль, начав процесс восстановления Храма. Что евреи взорвут или демонтируют мечети, расположенные на территории Храмовой горы. И воспринимали это как совершенно логичный и неизбежный шаг победителей, о чем свидетельствуют письменные обращения арабов к руководству Израиля.
Однако оказалось, что социалистическое правительство Израиля не готово получить такой подарок Небес — возвращение Храмовой горы после двух тысячелетий еврейского изгнания в руки евреев.
Печально знаменитая фраза тогдашнего министра обороны Моше Даяна — «Зачем нам этот Ватикан?» — исчерпывающе охарактеризовала отношения тогдашнего израильского правительства к новой реальности, сложившейся после Шестидневной войны не только в Иерусалиме.
К глубочайшему изумлению побежденной стороны, Израиль не только не начал строительство Храма на Храмовой горе и демонтаж мусульманских мечетей, но — предпочел «избавиться от этого Ватикана», передав административный контроль над Храмовой горой… в руки иорданцев и мусульманского ВАКФа.
Схожей была, увы, реакция израильского кабинета и на другой чудесный подарок еврейскому народу — возвращение под контроль Израиля Иудеи, Самарии (оккупированные Иорданией) и Газы (оккупированной до 1967 г. Египтом). На все эти территории, вопреки первоначальным ожиданиям арабов, так и не распространили израильский суверенитет, что впоследствии создало предпосылки для «мирного процесса», сделавшего принадлежность Иудеи и Самарии и Газы «предметом обсуждения».
Тем не менее, судьба Иерусалима (если не считать фактической передачи арабам контроля над Храмовой горой) была иной, нежели судьба Иудеи, Самарии и Газы. В соответствии с законом 1981 года, на всю территорию освобожденного и объединенного Иерусалима был распространен израильский суверенитет.
Еврейская дата освобождения города (28 Ияра) — стала датой празднования Дня Иерусалима.
Следует отметить, что с момента распространения израильского суверенитета на всю территорию Иерусалима, не было ни одного дня, когда международное сообщество в той или иной степени признало бы это решение Израиля «законным». Таким образом, с позиции международного сообщества, добрая половина иерусалимских районов, включая еврейские кварталы, в том числе и основанный в 1968 г., квартал Рамат-Эшколь, где расположена Арсенальная горка (см. выше) — считаются «оккупированными» (!?), находящимися за «зелёной чертой». Что, отметим — не сказывается на развитии столицы и на жизни ее жителей.
У нас есть все основания полагать, что и нынешнюю истерику международного сообщества и его угрозы Израилю в связи с ожидаемым распространением израильского суверенитета на еврейские населенные пункты в Иудее и Самарии (см. на сайте материал «Путь вверх») — ожидает та же судьба, что и бурю негодования, поднявшуюся в 1981 г., когда Кнессет принял Закон о статусе Иерусалима.
Будем надеяться, что Закон об израильском суверенитете над всей территории еврейской столицы будет полностью осуществлен. Включая восстановление контроля Израиля над Храмовой горой, что невозможно без лишения Иордании и ВАКФа всех административных полномочий на этой территории.