Среди пропагандистов власовского движения существует тенденция показать его демократический и антисталинский характер. Один из путей провласовской пропаганды — доказать, что Власов и Ко не были антисемитами. Для этого используется легенда о том, что редактором власовских газет, смердевших нацизмом, был якобы еврей, который скрывался под именем Мелетий Зыков.
«ЕМ» опубликовал 11 сентября с. г. статью Семена Ицковича «Кто вы, Мелетий Зыков?», о власовском генерале М. Зыкове по материалам изданного в 2003 г. русским эмигрантским издательством четырехтомника Владимира Батшева «Власов. Опыт литературного исследования». Свое литературное исследование Батшев, издатель журнала «Литературный европеец», написал, базируясь на статьях русских газет, печатавшихся на оккупированных немцами территориях и в Германии, а также на основании опубликованных на Западе воспоминаний. В дополнение к этому у автора есть фрагменты бесед со старцами, которые якобы в частных беседах поведали ему свои откровения.
Четырехтомник изобилует таким набором домыслов, что историки не считают достойным его комментировать. Например, Батшев многократно повторяет, что зверства гестапо и СС не должны быть записаны на счет немецкой армии. Однако мы знаем по куда более серьезным исследованиям, как зверствовала немецкая армия. Десяток лет тому назад на эту тему вышла монография Даниэла Пайпса, и о ней много писали в мировой прессе.
Батшев описывает, как храбро власовцы сражались с «советчиками» на территории Польши, Германии, Чехословакии и как бесчинствовали «советчики» на территории Восточной Пруссии. Но если второе утверждение правда, то храбрость власовцев в сражениях с Красной Армией — ложь, тем более на территории стран Восточной Европы и Пруссии, когда Германия была уже обречена и «туземные части» лихо сдавались. Тем не менее, Батшев пытается уверить читателей в реальной мощи власовской РАО, хотя единственная дивизия этой армии после одного дня боев покинула окопы и побежала сдаваться американцам.
Не вызывает доверия и повторение Батшевым задолго до него высказанной идеи о том, что если бы Гитлер позволил армии Власова в 1943 г. начать действовать на советском фронте, то Власов сначала разбил бы Красную Армию, а потом бы и гитлеровскую. Все это бредни.
Среди многочисленных сказок Батшева есть и та, в которой он, и на этот раз далеко не первый, объявляет редактора власовских газет Мелетия Зыкова — евреем Цезарем Самойловичем Вольпе. Это звучало в эмигрантской печати Америки еще в 1999 г. у г-на В. Люлечника на страницах журнала «Вестник». Люлечник ссылался на байки бывших власовцев. Была публикация на эту тему и в «Новом русском слове». Одним из мотивов «привязывания» Зыкова к еврейству стало «клеймо» — «умный». Конечно, приятно слышать, когда ум считают неотъемлемым качеством еврея. Увы, это далеко не всегда так.
Чего проще было бы Батшеву запросить Центральный архив Министерства обороны России в Подольске о том, числился ли в рядах Красной Армии Ц. С. Вольпе, 1904 года рождения, и какова его военная судьба.
По меньшей мере странно предположение, что далекий от военного дела литературный критик Ц. С. Вольпе мог оказаться в винницком лагере военнопленных для высших советских офицеров и пройти там проверку под чужим именем, а заодно и познакомиться с Власовым.
Весь архив власовского «воинства» был захвачен советскими войсками и попал в СССР. Материалы, касающиеся власовского движения, публиковалась в российской научной печати. Для историков и журналистов ознакомиться с ними не представляет сложности. Несколько лет тому назад в «ЕМ» была напечатана моя статья, где я ссылался на архивные источники по власовской проблеме.
Но с серьезными архивными документами графоман Батшев не работал — не тот уровень.
К сожалению, Цезарь Самойлович Вольпе в действительности «погиб в возрасте тридцати семи лет осенью 1941 г. при переправе через Ладожское озеро из блокадного Ленинграда». (Из предисловия к сборнику работ Ц. С. Вольпе «Искусство непохожести», М., Советский писатель, 1991. Составитель Фредерика Львовна Николаевская-Вольпе).
Проконсультировавшись у московских и петербургских историков, я выяснил, что судно, на котором эвакуировался Ц. С. Вольпе, разбомбили немецкие самолеты, и оно затонуло вместе с пассажирами.
Но если Ц. Вольпе выплыл, перешел линию фронта и попал в лапы к немцам, то уж никак он не мог оказаться в лагере для советского высшего офицерского состава.
Виктор Снитковский,
Бостон