— Что должен делать тот, кто хочет стать уважаемым человеком? — спросил я учеников 12-го класса «Синай Академи».
— Оказывать уважение другим людям! — ответили ребята. — Как сказали мудрецы Талмуда: «Кто уважаем? Тот, кто уважает других!» («Поучения отцов», 4:1).
— Что же должен делать человек, который хочет обрести радость? — продолжил я.
— Радовать других! — ответили они.
— Не согласен! — воскликнул находившийся в классе школьный психолог Марк Лейнгольд. — Жизнь — это не сделка: «Ты — мне, я — тебе». Многие люди в Америке зациклены на своей радости, своих удовольствиях. Не случайно в США издается множество книг, посвященных злободневной для американцев теме: «Как научиться радоваться жизни, как обрести счастье». Однако в этом подходе к жизни кроется опасность. Как раз те, кто концентрируются на себе, своих удовольствиях и радостях, более всего подвержены унынию и депрессии. Мы, евреи, хорошо знаем, что жизнь — не только одни удовольствия. Каждый человек должен быть готов к жесткой борьбе за существование, к преодолению страданий. И если есть путь к радости, то это поиск благородной цели, которой человек готов посвятить свои силы и таланты…
Я не стал спорить с Марком. Признаюсь, я был рад его реплике, ибо в качестве информации к размышлению приготовил для ребят созвучную его словам цитату известного психолога: «Если обретение радости становится самоцелью, мотивацией жизни, то человек неизбежно концентрирует на этом свое внимание. Однако именно поэтому он «теряет из виду» причину своей радости, и тогда чувство радости исчезает» (Виктор Франкл, «The Will to Meaning»).
Что же является причиной радости? Исполнение человеком его жизненной миссии. Добрые дела, которые он творит в своей жизни, приносят ему чувство удовлетворения, радуют его. Впрочем, происходит это лишь в том случае, если он творит добро бескорыстно. Стоит же человеку начать помогать людям, думая о выгоде для себя: обрести власть или славу — и чувство радости пропадает. Ведь он потерял из виду главную причину своей радости — помощь людям, сконцентрировав внимание на том, что получит взамен. Парадокс в том: чтобы добиться успеха, человеку необходимо научиться «забывать о себе». Например, если выступающий перед переполненным залом пианист испугается, что совершит ошибку, то он будет тут же скован страхом, подобно канатоходцу, который испугался, что может упасть. Так как же преодолеть страх? Перестать думать о себе, собственной славе, успехе. «Нужно любить не себя в музыке, а музыку в себе!» — говорил моей бабушке ее учитель фортепиано Генрих Густавович Нейгауз…
В Талмуде сказано, что слава бежит от того, кто бежит за ней. «Если человек бежит за славой, то слава бежит от него. А если он убегает от славы, то слава бежит за ним».
Однажды еврей пришел к ребе и пожаловался: «Всю жизнь убегаю от славы, почему же слава не бежит за мной?» Ребе ответил ему: «Бежать от славы надо без оглядки! Когда ты бежишь от славы, то слава, конечно же, бежит за тобой. Но стоит тебе оглянуться и посмотреть, бежит ли слава за тобой, как слава тут же разворачивается и убегает от тебя».
Двадцать два года спустя после того как Йосеф был оторван от семьи и продан в рабство, он собирается встретить своего отца. За эти годы Йосеф стал главным министром Египта и пригласил отца и братьев переехать к нему из пораженной засухой и голодом страны Ханаанской. Не ожидая, пока отец приедет в его дворец, главный министр Египта решил поехать его встречать. «Йосеф запряг свою колесницу и поднялся в Гошен навстречу своему отцу Израилю и показал себя ему, пал ему на шею и плакал… (Берешит 46:29).
Комментируя это предложение, Раши пишет: «Йосеф запряг — он сам впряг коней в колесницу, торопясь оказать уважение отцу; и показал он себя ему — Йосеф явил себя отцу». Что Раши хотел нам сказать этими объяснениями, чему научить?
Великий мудрец неоднократно писал, что ставил своей задачей объяснить пшат — простое понимание текста Торы. Потому он выбирал для своих комментариев лишь те слова, которые могли вызвать у читателя недоумение или вопрос. Чтобы понять комментарии Раши, его ответы, необходимо сначала понять его вопросы…
Достоинство человека проявляется в том уважении, которое он оказывает другим людям. Поспешив запрячь лошадей, чтобы выехать навстречу отцу и оказать ему этим уважение, Йосеф проявил свою царственность и доказал, что сам достоин уважения. Слова мудрецов Талмуда «Кто уважаем? Тот, кто уважает других!» не следует понимать как указание к торгашеской сделке: «Ты меня уважаешь. Тогда я буду уважать тебя!» Магараль из Праги объясняет, что человек может дать другим лишь то, что есть в его душе. Потому «тот, кто уважает других», доказывает, что он сам обладает человеческим достоинством и потому заслуживает уважения.
Если дочь ухаживает за своей больной матерью или отец — за больным ребенком, то какую бы грязную работу они ни выполняли, оказывая уважение нуждающимся в них близким, они сами заслуживают всяческого уважения.
Какой вопрос вызвали у Раши слова Торы «и показал он (Йосеф) себя ему (отцу)»? Казалось бы, что после долгих лет разлуки Йосеф захочет увидеть своего отца. Тогда почему в Торе не сказано, что Йосеф увидел отца, а «показал себя ему»? Чтобы дать понять: во время встречи с отцом главным для Йосефа было показать себя отцу, а не собственная радость увидеть его. Как бы ни важно было для ставших взрослыми детей навестить своих престарелых родителей, увидеть их, еще важнее «показать» себя им, сделав им приятное. Впрочем, как мы уже знаем, искренне радуются как раз те, кто, забывая о себе, посвящают себя радости и счастью других!
Художник Алекс ЛЕВИН