В кафе “Париж”, где отмечался 5-летний юбилей шахматного клуба “Белая ладья”, царила атмосфера веселого капустника. Кто-то произносил спич, кто-то читал стихи.
“Я знаю Мишу давно, еще по Минску. Он один из тех, кто сделал Минск и всю Белоруссию известными на весь мир благодаря своим ученикам — многократным чемпионам мира. — Сегодня международный гроссмейстер, заслуженный тренер бывшего Советского Союза Михаил Кац вместе с коллективом, родителями и учениками отмечает юбилей шахматного клуба “Белая ладья”. Мы, его друзья, от души поздравляем Михаила с этим юбилеем”, — сказал Евгений Моисеевич Геллер.
Действительно, “Белой ладье” есть чем гордиться, и не только спортивными достижениями своих учеников, но и тем высоким общим уровнем, который отличает стиль работы тренеров шахматного клуба.
Как же начиналась “Белая ладья”?
Пять лет назад встретились два неординарных человека — Михаил Кац, недавно приехавший в США, и Доня Хаселева, прожившая в стране 25 лет. Вот эта встреча замечательного тренера с опытным, порядочным, чутким бизнесменом определила успех. Сейчас в шахматный клуб приходят 100 учеников, в нем работают шесть тренеров. Появились у “Белой ладьи” филиалы в других районах Большого Нью-Йорка. Например, в Квинсе филиал работает три года. А сейчас, как сказала мне Доня Хаселева, поступают многочисленные звонки с просьбами открыть филиалы в Стейтен Айленде и Лонг Айленде. А главному клубу на Брайтоне уже нужно подыскивать более обширное помещение.
Пять лет назад Доня попросила Анатолия Айзенберга, чтобы он сдал в аренду одну комнату для первых 15 юных шахматистов…
Потом школа разместилась на целом этаже.
Я попросил маму одного из ученков поделиться впечатлениями о “Белой ладье”.
— Мы приехали из Белоруссии, — начала свой рассказ она. — Я сама занималась шахматами и мой старший брат тоже. Сейчас двое моих детей ходят в шахматный клуб. Четыре года назад мы привели нашего сына в клуб. Затем через год привели нашу дочь. Она занимается здесь три года. Мы не принуждали своих детей ходить в шахматный клуб. Они с удовольствием занимаются. Вообще, в “Белой ладье” все тренеры замечательные. Мы, родители, считаем, что занятия шахматами очень полезны для наших детей.
В этом я еще раз убедился, когда в клубе встретил сына своих давних приятелей Филиппа Гороховского. Филя меня так радостно приветствовал, что на это даже обратил внимание Михаил Кац.
— Это ваш знакомый?
— Еще какой знакомый, — ответил я.
Через несколько дней я позвонил маме Филиппа, Александре, попросил позвать Филю для интервью.
— Давно ты занимаешься в шахматном клубе?
— Да.
— Как зовут твоего первого тренера?
— Борис Уманский.
— Кто теперь самый сильный игрок в семье?
— Дедушка и я.
— А что тебе запомнилось на последнем занятии в шахматном клубе?
— Кац очень интересно рассказывал о других шахматистах.
— Что бы ты хотел пожелать членам клуба “Белая ладья”?
— Чтобы все стали чемпионами.
Ну что ж, какой солдат не мечтает стать генералом.
А еще при “Белой ладье” недавно организовали совсем уж необычную школу “Mamy and one together”. В этой школе деток от годика до шести лет учат пластике, музыке, танцам, игре на разных инструментах. А чтобы родители не скучали, ожидая своих детей, они занимаются вместе с ними. Опять же, началу этой школы положила встреча Дони Хаселевой с приехавшей из Израиля Ципи Римбойм. Занятия в музыкальном отделении “Белой ладьи” проходят на втором этаже “Миллениума”. Родители и дети очень довольны методом проведения занятий Ципи. Так что в перспективе — открытие (художественное) шахматных состязаний можно будет проводить своими силами.
А шахматные турниры будут, и юбилеи тоже.