Кому что ближе

После письма «Артиллерия бьёт по своим» Леонид Амстиславский возвёл меня в ранг «артиллериста». Хорошо ещё, что я не оставила первоначального названия для своего ответа «Лес не рубят, а щепки летят», а то появилась бы вероятность оказаться «щепкой», «топором» или ещё чем-нибудь. Но пишу я, разумеется, совсем по другому поводу. Дело в том, что дискуссия, начавшаяся со статьи Эскина «Дважды изменники Родины», как и следовало ожидать, уже приносит негативные результаты.

Недавно в ходе обсуждения вопроса, какую пользу мы, евреи диаспоры, можем принести своей исторической родине, говорилось в том числе и о том, что Израиль проигрывает информационную войну, и мы могли бы значительно способствовать улучшению имиджа еврейского государства в мире. Если же посмотреть на разгоревшуюся дискуссию с этой позиции, то всё происходит ровно наоборот. Например, развивая мысль Амстиславского, Влад из Германии пишет («ЕМ» № 787):

«Чистота крови» в еврейском государстве. Никаких аналогий не возникает?» — спрашивает Леонид (боюсь, как бы его за это «настоящие» евреи не обозвали антисемитом). Аналогии возникают. Например, для получения всех гражданских прав в Третьем рейхе требовалось доказательство арийского происхождения. Шефу гестапо Мюллеру удалось подтвердить свою «чистую» родословную с 1750 года…».

Короче, Влад из Германии недопустимо и, на мой взгляд, преступно ставит на одну доску Израиль, граждане которого — арабы, ненавистники еврейского государства, заседают в кнессете и даже занимают министерский пост, и Третий рейх, ограбивший и зверски уничтоживший своих лояльных евреев вместе с их детьми. Я не знаю, кто такой Влад — обычный злобный антисемит или ассимилированный еврей, эрудированный во всех областях, кроме истории своего народа. Он не знает даже того, что знает каждый ученик начальных классов еврейской школы: у нас нет и не было никаких проблем с «чистотой» крови. Если бы житель Германии хотя бы поверхностно познакомился с Торой (Библией — Ветхим заветом), он бы узнал, как ещё тысячелетия назад евреи принимали в свою семью на равных представителей нееврейских народов — мидянина Итро, именем которого названа глава священной Книги, и моавитянку Рут, ставшую прабабушкой царя Давида (ей посвящена книга, которую ежегодно читают в синагогах в праздник Шавуот). И такое указание в отношении людей, желающих влиться в нашу семью, заповедовано евреям навсегда.

Нечестное, несправедливое сравнение Влада сродни кровавым наветам, приводившим к погромам, только усиливает антисемитизм и ухудшает отношение к еврейскому государству. Утратившие национальное самосознание евреи, в силу своего незнания и непонимания, зачастую смотрят на нас глазами антисемитов, и это — горькие плоды нашей ассимиляции.

Не могу даже представить, что Леонид, поднимая надуманный вопрос о «чистоте крови», рассчитывал на такой «немецкий» резонанс, хотя его следовало предугадать.

Теперь по поводу статьи Амстиславского «Разговор с «артиллеристом» не только об Израиле» («ЕМ» № 787). Признаюсь, я не согласна ни с одним из утверждений, которые отстаивает автор. К примеру, он утверждает:

«Ассимиляция евреев в бывшем СССР в основном носила добровольный характер. Мы сами стремились максимально «вписаться» в страну, в которой родились и выросли…»

Похоже, в термин «ассимиляция» (в обычном понимании — отход от национальных корней) Леонид вкладывает своё понимание — приобретение профессионального образования, так как дальше он пишет:

«Вот один из примеров «насильственной» ассимиляции. Процент евреев в отдельных интеллигентных профессиях: врачи — 14,7 %, юристы — 10,4 %… Все они были «насильственно» ассимилированы в артисты, журналисты, писатели? Или сами стремились стать элитой общества?»

Короче, под термином «ассимиляция» Амстиславский понимает получение профессии и, не соглашаясь со мной, доказывает, что это было добровольно. (Кто бы спорил?) Я же имела в виду насильственную ассимиляцию евреев в СССР с той целью, чтоб мы утратили свои национальные корни. В книге «История еврейского народа», под редакцией Ш. Этингера (2001 г.) об этом сказано:

«Еврейский народ подвергся в СССР быстрой насильственной ассимиляции, которая, как казалось, должна была подточить основы его национального существования».

В книге рассказывается, как советская власть уничтожала в нас еврейство:

расселением евреев по всей территории СССР;

игнорированием культурно — национального наследия;

уничтожением национальной элиты;

запретом деятельности еврейских зарубежных организаций ЕКО, Джойнт;

ограничением изданий на идиш, запретом иврита и т. д., и т. п.

Конечно, всё перечисленное мы знаем не из книг, а по собственному жизненному опыту. И тем удивительнее, что Л. Амстиславский пытается доказать нам, что от своей национальной культуры мы отказались добровольно.

«Кстати о насильственности, — иронизирует он. — Многие ли из нас, из сотен тысяч русскоязычных евреев, живущих в Америке, бросились изучать Тору на своём историческом языке? И эту статью все читают сегодня не на иврите, а на русском. Тоже в какой-то мере «насильственная ассимиляция».

К сожалению, да, изучают Тору немногие. Для многих русификация оказалась необратимой. Но это как раз и говорит об огромной силе коммунистического гнёта. Если пружину растянуть немного, то после снятия нагрузки она возвращается в прежнее состояние. Но при больших и длительных нагрузках неизбежна остаточная деформация.

Удивительно, но после статьи Амстиславского у меня сложилось впечатление, что мы с автором «Злых страниц» жили в разных странах. В его стране не избивали еврейских детей (разве что отдельные отморозки). Евреи свободно соблюдали свои обычаи и праздновали еврейские праздники, особенно 19 октября 1965 года в Москве, когда вокруг синагоги «пели и плясали полмиллиона московских евреев», как это описала популярная американская газета. В его стране с распростёртыми объятиями все лучшие вузы страны — МГУ, ЛГУ, Бауманка, принимали еврейских студентов. Короче, всё было, как в коммунистическом раю, о чём хотели поведать Западу советские газеты.

А я жила в стране, которую называли «тюрьмой народов». Одна синагога на огромный Ленинград, где жили сотни тысяч евреев (только в Бруклине сотни синагог). Процентная норма для евреев при приёме в вузы. В МГУ, ЛГУ, Бауманку и другие престижные вузы евреям, как правило, вход закрыт. Понятно, что при первой же возможности евреи бежали из этой страны.

Даже Эстонии у нас с Амстиславским оказались разными.

В «моей» Эстонии ударными темпами проходил процесс русификации. Сами эстонцы считали, что русские оккупировали их землю. В вышеупомянутой книге Этингера написано:

«Всё это происходило на фоне подавления национальных культур народов СССР под лозунгом борьбы с «националистическими уклонами».

В Эстонии Амстиславского, разумеется, никакой русификации не было.

Возражая мне, он пишет:

«Связывать «русификацию» и события в Эстонии, где почти 80 % населения всегда говорили на своём языке, по меньшей мере, некорректно».

Разумеется, за 40 лет оккупации советские власти при всём желании не смогли лишить родного языка компактно проживающее население. Просто не успели.

Впрочем, термин «русификация» уважаемый Леонид тоже понимает как-то по своему. На фразу из моего письма: «События в Эстонии — только одна из ответных реакций на процесс русификации», — он возражает так:

«Простите, а в Израиле государственный язык какой? А в Америке? У нас здесь — американизация, и в Израиле — евреефикация…»

При чём тут государственный язык, мне непонятно. Но разница между практикуемой русификацией и вымышленной «американизацией» и «евреефикацией», на мой взгляд, огромна. В России уничтожалась еврейская культура, в том числе язык, и насильственно насаждалось всё русское. Разве какая-то культура ущемлена в Америке? Разве в Израиле запрещены арабский, русский и другие языки, книги и т. д., чтобы говорить об «евреефикации»? Я думаю, что как раз это и некорректно.

Даже об Израиле у нас с Леонидом представления совершенно разные. В моём Израиле, куда 30 лет назад репатриировались наши родственники и друзья, не было и не могло быть не только антисемитизма, но даже преступности (очень низкий процент). Мой пятилетний племянник с ключом на шее (родители работали) один гулял по улице, и ничто ему не угрожало. Антисемитизм, к сожалению, привезла большая алия — нееврейские родственники репатриантов. А то, что, как пишет Амстиславский, свастики рисуют и в Бруклине, и в Париже, говорит лишь о распространённости антисемитизма, а вовсе не о том, что родство с евреями обязательно облагораживает антисемитов. И примеров тому тьма.

Получается, что мы с уважаемым Леонидом живём в параллельных мирах. Как-то мимо нашего дачного домика накануне субботы пробегал нагруженный сумками еврейский подросток. Вдруг один из его мешков лопнул, и все продукты высыпались на дорогу. Мы с шестилетней внучкой бросились ему помогать. А он спросил нас: «Вы евреи? Вы соблюдаете шаббат?» Даже в такой ситуации для мальчика было важно, как незнакомые ему соплеменницы относятся к еврейству. Этот случайно встреченный, но родной мне ребёнок — из моего мира. Из того дорогого мне мира, где важен каждый еврей и каждый наш друг, и в котором ассимиляция, насильственная или добровольная, считается огромной общей бедой. Ибо именно она — главная угроза выживанию нашего древнего народа.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Кому что ближе

Обсуждение закрыто.