
Манхэттенский федеральный судья Дебора Баттс отложила вынесение приговора бывшему сотруднику ООН, россиянину Владимиру Кузнецову, на неопределенный срок. Кузнецов был выборным руководителем Комитета по административным и бюджетным вопросам Генеральной Ассамблеи ООН, и 1 сентября 2005 года его арестовали по подозрению в причастности к отмыванию сотен тысяч долларов, которые он получал от другого россиянина, сотрудника отдела закупок ООН Александра Яковлева в период с 2000 по 2005 год.
Владимиру Кузнецову грозит лишение свободы на срок до 20 лет. После ареста его держали в бруклинской федеральной тюрьме MDC, где из российских VIP до него сидел Павел Бородин, бывший начальник канцелярии Бориса Ельцина. Затем усилиями адвокатов и российского генконсульства в Нью-Йорке Кузнецова освободили под залог, но поместили под домашний арест с электронным браслетом на щиколотке.
В марте этого года присяжные признали Кузнецова виновным, но его адвокаты направили в суд два ходатайства, призвав оправдать их клиента и прекратить производство по его делу. Адвокаты мотивировали это недостаточностью улик против Кузнецова, а также грубыми процессуальными нарушениями, допущенными обвинением.
Арестованный 8 августа 2005 года Яковлев, которому грозило до 60 лет тюрьмы, отказался от суда присяжных и заключил соглашение (plea bargain agreement) с федеральной прокуратурой, назвав Кузнецова своим сообщником. По соглашению, Яковлев, который работал в Секретариате ООН с 1985 года, признал себя виновным в преступном сговоре, мошенничестве и отмывании денег, после чего его освободили под залог в 400 тыс. долларов.
Скандал вокруг Яковлева разразился незадолго до его ареста, когда в Нью-Йорке был обнародован 134-страничный доклад комиссии Пола Волкера, которая расследовала коррупцию чиновников ООН в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». В частности, авторы доклада обвинили во взяточничестве руководителя программы киприота Бенона Севана и россиянина Александра Яковлева. В тот же день тогдашний генсек ООН Кофи Анан лишил Яковлева «функционального» дипломатического иммунитета, после чего он, по совету адвоката, сам явился в ФБР. За пару месяцев до этого в СМИ появилась информация, будто он помог своему сыну устроиться на работу в фирму, получившую контракт на поставки оборудования по линии ООН.
В предъявленном Яковлеву обвинении уточнялось, что он получил 950 тыс. долларов в виде взяток от компаний, выигравших ООНовские тендеры на 79 млн. долл. вне рамок программы «Нефть в обмен на продовольствие». Яковлева также обвинили в переводе денег через созданную им оффшорную компанию и в попытке получить взятку от швейцарской компании Societе Generale de Surveillance S.A., заинтересованной в иракской нефти.
После его ареста Россия отказалась от скандального земляка. По утверждению российского МИДа, Яковлев «не состоит и не состоял на службе в МИД России», а постоянный контракт с ООН он подписал «на конкурсной основе» в 1993 году самостоятельно, а не через систему «секондмента», когда кандидатура представляется правительством того или иного государства. В случае с Владимиром Кузнецовым было иначе, и его пытались если не выгородить, то обелить.




