Это сладкое слово — свобода!

«Что есть свобода, если не возможность изменяться?»

Тверский

Каждый определяет свободу по-своему. Великий и неповторимый Шолом-Алейхем завещал, чтобы о нем вспоминали с улыбкой. Мы улыбаемся, вспоминая его никогда не стареющую мудрость: «Евреи — умные люди, но им не хватает ума, чтобы скрыть свои мысли».

День независимости — один из самых больших праздников Америки. Мое поколение иммигрантов приехало в свободную страну, где положено уважать человека, его чувства и мысли. В этой стране нет «обязательной явки» на парады, посещения собраний с бессмысленными лозунгами.

На этой земле нам предстояло построить дом. Надеюсь, что вы помните знаменитую фразу: «Не уверен — не уезжай!» И мы были уверены, что свободная Америка станет нашим домом. Недавно выступая по израильскому телевидению, известный режиссер Роман Виктюк назвал Советский Союз «тюрьмой народов». Согласно его определению, все мы вышли из этой «тюрьмы», не имея опыта жизни в свободном обществе. Да и причины выхода у каждого свои. С Виктюком можно спорить, но в одном он прав: мы ничего не знали о реальной свободе.

Свобода — это возможность выбора. Знаете ли вы, что в Талмуде используется более двадцати слов для обозначения понятия «свобода?» В своих многочисленных выступлениях и интервью известный раввин, ученый, комментатор и переводчик Талмуда, автор трудов по исследованию Каббалы Адин Штейнзальц не раз вспоминал, что, когда он возвращался из школы, родители спрашивали его не о том, какие оценки он получил, а хорошие ли вопросы он задавал. К сожалению, в погоне за материальным благополучием редко задают «хорошие» вопросы о свободе, полученной после выхода из «тюрьмы». А надо бы, потому что дом можно построить, но без свободы комфорта в нем не будет. Так давайте извлечем уроки из свободы, которой мы подчас так неразумно и бездарно пользуемся.

Чтобы оценить свободу, нужно ее потерять

Исторически сложилось, что, теряя свободу, евреи становились гонимыми. 4000 лет назад, спасаясь от голода, евреи в количестве 76 человек пришли в Египет. Они прекрасно жили на этой плодородной земле и занимались привычным для себя делом — скотоводством и земледелием. Численность народа быстро росла. И так продолжалось достаточно долго. Но вот власть в Египте поменялась. И сразу же был поднят «еврейский вопрос»: вдруг на Египет нападут враги, а евреи будут их «пятой колонной»? Нужно создать им невыносимые условия существования, ограничить рождаемость, обязать выполнять тяжёлую работу. Взрослых евреев — на строительство пирамид, а всех рождающихся мальчиков — убивать.

Царь Николай II, рассуждая о судьбе евреев в Российском государстве, считал, что часть из них эмигрирует, часть ассимилируется, остальные погибнут в погромах. От решения одного человека порой зависела судьба народа, который всегда выбирал свободу. И если вас спросят, где найти свободное общество, надеюсь, вы ответите: «Там, где живут евреи». Мы живем и творим, потому что мы свободны.

В основе антисемитизма лежит бездарность

— писал замечательный философ Бердяев. Что скрывать, пакуя чемоданы в далекую Америку, мы надеялись попасть в общество без «старых» болезней. Не тут то было… В этой стране живут евреи и антисемиты. Кто сказал, что иммигрантом быть легко? В новой стране все приходится начинать заново: мы уже не «советские люди», но еще не американцы; мы не «русские», но и не евреи для многих. Помните, как писал Иосиф Бродский: «Мы дали вам Христа — себе в ущерб. Мы дали Маркса вам — себе на горе». Давайте не гадать на кофейной гуще, предвкушая день смерти последнего антисемита и нашей окончательной победы. Общество невозможно освободить от бездарностей, и только в свободном обществе бездарности не могут подделать печать таланта. Оказывается, вопрос: «Как излечить общество от антисемитизма?» — имеет ответ: «Только свобода может победить антисемитизм».

«Патриот» Эскин + «Изменник» Амстиславский — это и есть свобода

Как-то на встрече с Голдой Меир Генри Киссинджер заявил: «Я в первую очередь гражданин США, во-вторых, госсекретарь Соединенных Штатов и только после этого — еврей!» — «Меня это устраивает, — ответила Голда Меир. — Мы ведь читаем справа налево». Проблема «патриотов и изменников» так же стара, как и проблема «отцов и детей», потому что каждый старается доказать свою правоту. Зигмунд Фрейд писал: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность страшит». Удивительно, что, не имея опыта жизни в свободном обществе, многие люди даже не подозревают об ответственности.

Математика — наука, где побеждают цифры. Недавно русская служба Би-би-си опубликовала интервью с руководителем департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борухом Гориным, который смело заявил, что в 2003 в Россию вернулись из Израиля 50 тысяч человек, а репатриировались 10 тысяч. Причиной их возвращения Горин считает то, что сейчас в России можно заработать больше, чем в Израиле. И получается, что некоторые решают возвратиться туда, где больше говорят о свободе, чем гарантируют ее. Когда я прочла об этом, то подумала: «Навсегда?» И сама себе ответила: «Только на время, потому что уроки свободы не могут быть забыты». И даже живя в «старой стране» с «новыми» порядками, они оценят реальную свободу, понимая, что свобода не терпит двойных стандартов.

Уважаемые «патриот» Эскин и «изменник» Амстиславский, я уважаю вас за то, что вы свободны писать о своих реальных чувствах, к сожалению, большинство людей продолжают молчать.

Уважая вас, я прошу не приклеивать ярлыки к тем, кто только почувствовал свободу. Вообще учиться свободе намного труднее, чем вы думаете. Мы самые разные — и трусливые, и беспринципные. Но среди нас есть и такие, чью преданность нельзя измерить, и это не только слова. Если вас спросят, как разрешить проблему «патриотов» и «изменников», то смело отвечайте: «Только свобода может дать «патриоту» Эскину и «изменнику» Амстиславскому право быть выслушанными и услышанными». Надеюсь, вы помните, что 18 октября 1976 г. в приемную Президиума Верховного Совета СССР пришли 13 евреев с просьбой объяснить причины отказа в выезде в Израиль. Не получив ответа, они на следующий день вновь пришли, но через несколько часов были схвачены милицией, вывезены за город и избиты.

Выйдя из «тюрьмы», как ни странно, многих тянет туда вернуться. Там нам постоянно внушали: «Вначале думай о Родине, а потом о себе». И думали, судя по вкладу советских евреев в жизнь страны нашего исхода. Списки имен бесконечны. Но, несмотря на это, «своими» нас никогда не считали. Нам так хотелось быть самими собой, гордиться своим еврейством и праздновать наши праздники…

И если вам зададут вопрос: «Что изменилось в вашей жизни в иммиграции?» — не задумываясь, ответьте:

«Мы получили свободу!»

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора