Сенсациями ныне никого не удивишь. Мир буквально взбеленился от страшных новостей: горят дома и рушатся мосты; убивают средь бела дня и глубокой ночью; с садистской жестокостью мордуют манифестантов и взрываются вертолеты… Вот и Эстония демонстрирует свой фашистский оскал, будто специально на глазах всего мира явствует свое пренебрежение к Истории и тем, кто сохранил и им, и нам прелесть майского утра…
А вот о событиях, по силе и размаху не менее, а может быть, и более значимых и не где-нибудь, а в самой России, о которых пойдет ниже речь, почему-то молчат зубастые российские журналисты. Молчит Госдума. Молчит правительство. Молчит президент.
Что же произошло? Оказывается, кроме Таллинна, где происходили невиданные по подлости события, связанные с переносом памятника Воину-освободителю, появились еще две неспокойные точки на карте — Ставрополь и Химки, где события развернулись не менее драматично. Читаю душераздирающую информацию с места событий, словно сводку Совинформбюро.
Итак, в Химках разрушен памятник воинам Великой Отечественной и раскопаны захоронения шести летчиков — Героев Советского Союза. А в Ставрополе демонтировали 30-метровый монумент героям-доваторцам. Напомню в этой связи, что генерал Лев Михайлович Доватор (1903-1941) командовал специальной кавалерийской группой казачьих полков, которая в ту зиму 41-го громила врага в… тылу: группа углублялась на 100-200 километров и наводила ужас на фашистов, громя его живую силу, технику, склады. Погиб отважный герой 21 декабря 1941-го в деревне Палашкино, Рузского района Московской области.
Расскажем подробнее, что же произошло сейчас в этих местах. Химки. Одной из причин сноса памятника, по официальной версии, стала его близость к месту сбора… проституток. Другая причина — планируемое расширение Ленинградского шоссе в сотне метров от захоронения авиаторов. Подмосковный губернатор Борис Громов, послевоенный герой-афганец, также ссылается на расширение шоссе и перенос захоронения ближе к НПО им.Лавочкина.
Как же происходил этот печальный ритуал переноса? В администрации Химок заявили, что «не в курсе, в каком месте сейчас находятся останки. Они, скорее всего, в морге города Сходня. Прошли ли кости эксгумацию, нам тоже неизвестно», — заявил пресс-секретарь главы Химок Александр Даниловский. Газета «Новые известия», единственное, пожалуй, московское издание, которое заинтересовалось этой необычной ситуацией, обратилась в морг за разъяснением. А в морге опровергли это заявление и ответили, что останков погибших летчиков у них нет. Сотрудники же муниципального предприятия «Ритуал», которые и занимаются перезахоронением, от комментариев отказались. Вместе с тем, в интервью агентству «Интерфакс» тот же Даниловский сказал, что сообщения об утере останков военнослужащих являются провокацией. «Городские власти эксгумировали останки летчиков с согласия Совета ветеранов и родственников и поместили их в городской морг еще 16 апреля. В настоящее время останки находятся там, где и должны быть, — в морге», — ответил он. Круг замкнулся. А вот ветераны войны, противники переноса, не без основания полагают, что могилы снесли потому, что они мешают строительству офисного центра. По-видимому, это и есть главная причина столь безалаберного отношения к павшим воинам.
Ставрополь. Здесь снесли 30-метровый монумент казакам — героям-доваторцам. Местные газеты отмечают странности, сопровождавшие этот снос. В обмен городские власти пообещали восстановить монумент в сквере неподалеку. Постоянный представитель Российского комитета ветеранов войны и военной службы в Южном федеральном округе Николай Пляскин заявил, что власти прячутся от ответа, в то время как казаки выходят на митинги. «Получается, что мы поступили хуже, чем фашисты в Эстонии», — заявил он. А автор памятника казакам генерала Доватора, скульптор Николай Санжаров, возмущен варварством, с которым проходил демонтаж стелы. Он полагает, что «восстанавливать созданный им в 1975 г. к 30-летию Победы памятник с самого начала никто и не планировал: его повредили так, что никакая реставрация теперь невозможна».
Вот как по этой проблеме высказался известный российский писатель Михаил Веллер. «Мы воевали, как солдаты, и стали скрываться, как бандиты. В городе Петербурге близ Петропавловской крепости стоит памятник миноносцу «Стерегущий», затопленному командой, и вода льется в открытый кингстон. Восемьдесят лет лилась. А потом отключили. Воды мало в городе? Этот пересохший памятник-фонтан, единственный в своем роде, — символ нашего отношения к нашим павшим. Жлобское отношение. Так люди не относятся…
Где памятник ребятам с северных атомных лодок, которые умерли по долгу и совести, в страшных муках, спасая корабль, страну и мир?
Где памятник пограничникам, погибшим в 69 году на Уссури?
Где памятник всем, кто по приказу и присяге сложил голову в Афганистане?
Где памятник летчикам, погибшим полвека назад в Корее?
Где памятник зенитчикам, погибшим во Вьетнаме?
Где памятник летчикам и зенитчикам, погибшим на Ближнем Востоке?
Где памятник погибшим в Анголе?
Вот так воспитывается подрастающее поколение.
Тысячу лет воевала Россия, тысячу лет плакали вдовы и матери. Тысячу лет не знали люди благодарности к павшим, а так, поспешная показуха к юбилеям.
Пока не будет воздано всем мертвым — не будет добра живым. Честь и гордость должна быть в людях! Наплевательство к мертвым — просто вернейший показатель наплевательства к стране вообще и «идейной наполненности» народа»…
Беспамятство — страшный грех. Ибо будущее есть только у тех, кто помнит прошлое. Кстати, на этом же сайте помещено и резюме безымянного «фаната» по иному поводу, но в том же Ставрополе. Он пишет: «Власти Ставрополя решили рубануть рощу под элитное жилье. Роща, правда, в придачу ко всему оказалась частью Мемориала жертв политических репрессий и воинов — защитников Ставрополя, но кого это скребет по такой цене за метр? К властям, впрочем, вопросов нет: неловко даже апеллировать к их чувству стыда. А общество поднялось на защиту. И добилось успеха. Каким образом? А угадайте. Вырубку остановил суд? Может быть, оппозиционные партии добились отставки мэра? Ну что вы… Официальная «природоохрана» засела ниже травы. Два суда признали вырубку законной… Активисты-пенсионеры, защитники рощи, повесили на березки портреты Путина, и вырубка остановилась. Ибо в нынешней России можно рубить под корень заповедники и засандаливать элитное жилье на месте Мемориала павшим, но трогать портрет Путина — таких смельчаков нет!» Смешно и грустно.
Чехарда, да и только. В чужом глазу соринку приметили, а в своем — бревно не узрели. И вот что удивительно: ни принципиальная и горластая Госдума, ни правительство, ни президент, ни центральная пресса, ни даже падкие на разные выдумки-провокации активисты молодежного движения «Наши» не возмутились. Не созданы спецкомиссии для проверки на местах, не соревнуются в злобных речах народные избранники. Молчат. Из солидарности? Безразличия? Черствости души? Нет объяснений этому феномену.




