В течение первого столетия авиационной эры самолеты успели превратиться из дорогой игрушки эксцентричных богачей в обычное транспортное средство. При этом с каждым годом все более востребованными становятся услуги компаний, предоставляющих в аренду частные самолеты. Им уже удалось переманить у больших авиаперевозчиков самых ценных клиентов, прежде летавших первым классом.
Утром 17 декабря 1903 года владельцы велосипедной мастерской братья Орвилл и Уилбур Райт стояли на пляже в Северной Каролине в раздумьях. Они никак не могли определиться, кто из них первым поднимется в воздух на построенном ими летательном аппарате. Пришлось бросить жребий. Выиграл Орвилл — ему удалось за 12 секунд пролететь 36 метров. Вместо того чтобы публично объявить о покорении воздушной стихии, братья Райт просто вернулись к своему велосипедному бизнесу в Огайо. Несколько лет они держали свое изобретение в секрете, опасаясь, что кто-нибудь его похитит. Тем временем собственные летательные аппараты удалось построить бразильцу Альберто Сантос-Думонту и американцу Гленну Кертису. Каждое газетное сообщение об успехах других авиаторов больно било по самолюбию братьев Райт, которые продолжали хранить молчание и совершенствовать свое изобретение.
В 1908 году они наконец оформили патент и провели первый публичный полет над территорией Франции, правительство которой обещало им выплатить 500000 франков. После оглушительного успеха Райты забросили конструкторские изыскания и переквалифицировались в сутяг. Они твердо вознамерились наказать всех прочих авиаторов за нарушение их патента. Суд длился до 1914 года, и хотя решение было вынесено в пользу братьев, им не удалось насладиться победой. Уилбур к тому времени умер от брюшного тифа, а Орвилл, разорившись, как раз занимался продажей компании.
До сих пор существуют сомнения по поводу первенства братьев Райт в воздухе. Многие исследователи не верят, что они пять лет хранили тайну о первом успешном полете.
Падающие звезды
Построить свой летательный аппарат в начале XX века пытались десятки энтузиастов в разных странах. Авиация считалась респектабельным и крайне затратным хобби: француз Луи Блеро истратил все свои сбережения и состояние супруги на многочисленные, но всегда безуспешные попытки подняться в воздух на аппарате собственного изобретения. От банкротства его спасла британская газета Daily Mail, которая предложила крупный денежный приз тому, кто сможет перелететь Ла-Манш. Блеро удалось это сделать 25 июля 1909 года, и хотя его самолет разбился при посадке, французский авиатор был провозглашен национальным героем. На вырученные деньги Блеро основал компанию S.P.A.D. по производству аэропланов, которые оказались очень востребованы в годы Первой мировой войны.
Авиационные шоу неизменно привлекали внимание публики и постепенно превращались в весьма рентабельные коммерческие мероприятия. Призы для их участников становились все более значительными, и следующее поколение авиаторов деньги интересовали куда больше, чем романтика покорения воздушного пространства. Первым профессионалом в авиационном бизнесе считают американку Гарриет Куимби. Она поняла, что, став первой женщиной-пилотом, произведет фурор и сможет неплохо на этом заработать. На деньги, вырученные от участия в американских летных шоу, Куимби выкупила восстановленный самолет Луи Блеро и повторила его перелет через Ла-Манш. От желающих спонсировать ее полеты не было отбоя, но через 3 месяца Гарриет Куимби, выполняя очередной коммерческий перелет, попала в снежную бурю и разбилась.
С началом Первой мировой войны авиация из шоу-бизнеса превратилась в смертоносное оружие. Летчиков в массовом порядке стали готовить военные школы, а желающих наблюдать фигуры высшего пилотажа или читать о новых воздушных рекордах становилось все меньше. После войны организаторы авиашоу готовы были платить за один подъем в воздух не более $5. Лишь в 1919 году американский хотельер Реймонд Ортейг предложил $25000 тому, кто первым пересечет на самолете Атлантику. Четыре пилота разбились, пытаясь совершить перелет из Нью-Йорка в Париж, а деньги достались пятому, Чарльзу Линдбергу, который получил за это прозвище «Счастливчик Линди».
Все на борт!
В 1929 году авиацией заинтересовался инвестиционный банкир Клемент Кис, который первым догадался использовать самолеты для регулярных грузовых и пассажирских перевозок. Он основал авиакомпанию Transcontinental Air Transport (TAT), которая позднее была переименована в Trans World Alliance (TWA) и просуществовала до 2001 года, когда ее поглотила компания American Airlines. В качестве советника он нанял Чарльза Линдберга, в честь которого даже был назван один из первых маршрутов.
Поначалу новый вид транспорта не пользовался доверием пассажиров: из-за технических проблем и плохой погоды рейсы постоянно задерживались. Только после появления авиационного мотора Ford Trimotor, благодаря которому надежность самолетов значительно возросла, дела компании пошли на лад — все десять мест, предусмотренных в самолетах того времени, стали стабильно заполняться.
Впрочем, еще долго воздушные полеты оставались уделом эксцентричных богачей, которым на земле не хватало адреналина. Симптоматично, что контрольный пакет TWA был вскоре выкуплен миллионером Говардом Хьюзом, буквально заболевшим небом. Он прославился как продюсер фильма о Первой мировой войне с масштабными сценами воздушных баталий, съемки которых едва его не разорили. Хьюз увлекался моделированием новых самолетов и ставил один за другим рекорды дальности и высоты полетов. Бизнес воздушных перевозок интересовал его лишь постольку, поскольку был связан с его увлечением.
К началу 1960-х годов развитие авиационных технологий достигло уровня, при котором полеты превратились в заурядную транспортную услугу, доступную массовому потребителю. В то же время, когда крупнейшие авиакомпании конкурировали друг с другом, пытаясь снизить стоимость перевозок за счет покупки все более и более вместительных лайнеров, на этом рынке начал формироваться сегмент частной авиации.
Пионером здесь стала компания Executive Jet, основанная в 1964 году. Она впервые предложила бизнесменам самолеты в аренду и услуги по обслуживанию их личных бизнес-джетов. Компания была основана бригадным генералом Диком Лассите. По структуре представляла собой кальку со спецназа военно-воздушных сил США. В ее совет директоров входили отставной генерал Кертис ЛеМэй, военный судья Рэтбоун, а также актеры Джимми Стюарт и Артур Годфри.
История частной авиации началась с 10 самолетов Lear 23s — пяти- или семиместных «малышей» весом менее трех тонн и длиной 13 метров. За первые 20 лет работы компания совершила 175000 полетов, ее самолеты пролетели более 80 млн. миль. Сотрудники компании были приглашены Федеральным авиационным агентством США в качестве инструкторов по администрированию бизнес-джетов.
В 1984 году Executive Jet приобрел бывший руководитель инвестиционного банка Goldman Sachs Ричард Сантулли, под его руководством был разработан принцип фракционного владения самолетами, который позволил компании переманить у крупнейших авиаперевозчиков множество пассажиров, прежде летавших первым классом. Фракционная программа под названием NetJets была запущена в 1986 году, она напоминала широко известную схему таймшера. Клиент, которому не по карману собственный самолет, но который, тем не менее, нуждается в респектабельном средстве передвижения, может стать долевым владельцем бизнес-джета. Минимальный пай — 1/16 часть самолета Hawker 400XP — дает собственнику право примерно на 50 часов полетов в год. Фракционная схема оказалась более чем востребована. В 1996 году американская компания вышла на европейский рынок. Экспансия обошлась ей недешево: на авиасалоне в Ле-Бурже Executive Jet пришлось купить 52 самолета Cessna — это была самая крупная сделка с частными самолетами того времени. Еще через три года авиакомпания открыла отделение на Ближнем Востоке, где приобрела самых благодарных клиентов в лице арабских шейхов.
Самолетами Executive Jet долгое время пользовался для перелетов по миру глава инвестиционной компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт. Он начинал с фракционного пая в одном из бизнес-джетов, а в 1998 году выкупил авиакомпанию полностью. В 2002 году фирма была переименована из Executive Jet в NetJets Inc. Переход от частного к общему в названии ярко демонстрировал смену приоритетов в бизнесе компании. Но марку Executive Jet тоже сохранили — теперь так называется дочерняя фирма NetJets, занимающаяся чартерными рейсами.
Тройственная
конкуренция
На рынке частной авиации сегодня действуют не только самостоятельные компании вроде NetJets, но и так называемые авиатакси и дочерние подразделения крупнейших авиаперевозчиков.
Авиатакси — бюджетный вариант формата VIP. Не чартер, но и не частный самолет. Летает по заданному маршруту. Эксклюзивного обслуживания не предлагает. Этакий low-cost в сегменте luxury. Смысл появления подразделений, занимающихся частной авиацией, в структуре крупных международных перевозчиков вполне понятен. Противники излишней роскоши утверждают, что сегодня бизнес- и первый классы в обычных самолетах предоставляют такой широкий спектр услуг, что пользоваться своим личным авиалимузином не имеет смысла. Но многие эксперты рынка полагают, что уже настал тот момент, когда обычным перевозчикам угрожает не только сегмент low-cost. На их кусок пирога активно покушается частная авиация со своими заманчивыми предложениями вроде фракционного обладания самолетом.
«Все потому, что у традиционных перевозчиков разница между сервисом в первом классе и в «экономе» сводится к минимуму, — объясняет Ева Карола Мутс, менеджер по маркетингу компании Royal Jet из ОАЭ. — Сегодня те, кто путешествует первым классом, больше не могут почувствовать себя частью элиты. А многие пассажиры не спрашивают о цене. Они просто бронируют самолет, и он две недели ожидает, когда они соизволят полететь. Кому-то время гораздо дороже денег».
И таких людей сегодня все больше. Среди клиентов Royal Jet — государственной компании, которая возникла из авиапарка, бесплатно обслуживавшего всех друзей шейха, и превратилась в успешный бизнес, — банкиры, нефтяники и газовщики, голливудские актеры. «Посмотрите на тех, кто летает частными самолетами, — это все новые деньги! — восклицает госпожа Мутс. — Богатые и знаменитые новой волны!»
Услугами подобных авиакомпаний пользуются даже те, кто способен позволить себе иметь самолет в собственности. Ведь они никогда не смогут приобрести еще и VIP-lounge — на всех «випов» не хватит места в аэропортах мира. Поэтому проще обратиться к тем, у кого есть полный пакет услуг, даже таких, о которых клиент и не подозревал раньше. Не нужно даже улыбаться таможеннику — штамп в твоем паспорте отправится ставить сотрудник авиакомпании — к частным самолетам особый подход и на таможне.
За последний год рынок частной авиации вырос на 15 — 20 %, утверждают американские эксперты. На 5 % увеличилось число фракционных владельцев самолетов и на 30 % повысился спрос на чартерные программы.
«Випы» выбирают, что им ближе — или потратить $40 млн. на собственный Golfstream, или приобрести акции фракционного владения, цена на которые начинается от нескольких сотен долларов. А лучшие из мировых перевозчиков ускоренными методами развивают свои подразделения, в названии которых известный брэнд сочетается со словами Private и Jet. Среди их клиентов с каждым годом становится все больше русских. Как признается руководство Royal Jet, количество российских пассажиров хотя и незначительно по сравнению с числом арабских шейхов, летающих этой компанией, однако только за год оно увеличилось вдвое. Самый популярный самолет у русских — Boeing Business Jet, оборудованный спальней, стоимость часа полета на котором составляет $12000. Полный пакет арабской роскоши и отсутствие необходимости самому думать о том, как содержать самолет и получать слоты, включены в прейскурант.
«Компания»