Лейтмотив праздника Песах — выход евреев из рабства.
Когда-то мы сравнивали рабство с жизнью в Советском Союзе. И считали, что, вырвавшись из Союза, станем свободными людьми.
Наши мудрецы имели в виду не только свободу физическую.
В человеке живут две части личности. Одна из них — изначально безраздельно хозяйничает в нас. Т. е. мы являемся рабом этой части. И свобода — это выход из подчинения этой части. Кто же наш «хозяин»?
Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, он часто замечает, что внутри включилась какая-то «программа», заставляющая его вести себя по жесткому сценарию, из которого очень тяжело вырваться. После конфликта он с сожалением вспоминает то, что произошло.
Такое поведение деструктивно, из-за него наше отношение с другим человеком портится. Мы чувствуем, что не владеем ситуацией, а вместо нас работает готовая схема.
Говорят психологи, что каждый человек в период взросления накапливает в себе этот набор «программ». Они связаны с обидой, гневом, агрессией — это порождает животная природа человека. Эти схемы поведения очень крепко встраиваются в нашу психику, и в критических ситуациях такая программа «загружается» и берет власть внутри нас «в свои руки». Это и называется на «символическом еврейском языке» — рабством.
Чем ближе к нам человек, тем чаще он «включает» в нас эти программы. Поэтому самыми частыми «активаторами» этих деструктивных программ являются наши супруги дети и родители. И это особенно опасно, потому что из-за этих «программ» происходит разрушение или ослабление семейных отношений.
В народе говорят: «Не будите во мне зверя».
Существует иллюзия, что культура дает человеку возможность «укротить» зверя. На самом деле это опаснейшее заблуждение. Культура «выдерживает» до начала серьезного конфликта. Тогда внутренний «зверь» отбрасывает маску культуры и выскакивает, «как чертик из табакерки».
Самой прямолинейной иллюстрацией этого постулата была история Германии. Гитлер, зная правила и манипулируя целой нацией, легко разбудил в ней этого самого зверя. И этому зверю совершенно не была помехой культура страны и народа.
В символике Песах — этот наш «зверь» сравнивают с хомецем, а человека, владеющего собой, — с мацой.
Хомец — это результат поднятия теста, благодаря пузырькам воздуха. Т. е. поднявшееся тесто напоминает зверя в человеке, выскочившего из нас.
И неспроста слово «хомец» также напоминает слово «хам»…
Открою один из главных каббалистических секретов. Человек, который смог удержать в себе зверя, — в этот момент получает доступ к гигантскому источнику энергии и духовности, а также самоуважения.
На символике Торы — это сдерживание «зверя» иллюстрируется историей рождения Эйсава и Яакова. Говорится в Торе, что первым рождается Эйсав, а Яаков выходит, ухватив Эйсава за пятку. Эйсав — символ нашего «зверя», Яаков — наше внутреннее Я, которое должно научиться сдерживать «зверя».
Именно этому искусству посвящена еврейская традиция.
Известная преподавательница Торы Сара Йохевед Риглер предложила интересный рецепт. Нужно, во-первых, сделать нечто, что затормозит мгновенную реакцию «зверя». Когда ее муж делал что-то, что вызывало в ней праведный гнев, она снимала кольцо с пальца правой руки (хорошо когда кольцо сидит туго), надевала на левую, потом опять — на правую руку. За эту минуту она задавала себе ключевой вопрос: «То что я сейчас скажу, отдалит меня от мужа или приблизит?» И когда она понимала, что, несмотря на законное право «возмутиться», результатом будет отдаление от самого любимого человека. И она усилием воли принимала осознанное решение — «не выпускать на арену своего внутреннего зверя». Это и называется на нашем языке свободой выбора. И каждый раз, когда мы сознательно этого зверя побеждаем, нам дается доступ к своему настоящему «Я», и мы получаем двойную награду. Во-первых, мир в семье, а во-вторых, доступ к неиссякаемой сокровищнице внутренних ресурсов, на страже которых стоит наш внутренний «дракон».
Мистики говорят: «Победив дракона, получаешь принцессу — доступ к «царским» ресурсам». И путь к этому — через Песах.