Материалы сайта www.evrey.com
Араб из Восточного Иерусалима Азиз Абу-Сара завил, что планирует на муниципальных выборах в октябре с.г., баллотироваться на пост мэра израильской столицы. Претендент возглавляет арабский список с характерным названием «Аль-Кудс Лана» (“Иерусалим — наш”), и делает, по его словам, ставку на «палестинское национальное самосознание». При этом, Абу-Сара подчеркнул, что намерен “не только войти в муниципальный совет, но и бороться за пост мэра”. Для этого Абу-Сара, не являющийся гражданином Израиля, и имеющий лишь статус постоянного жителя, намерен через БАГАЦ, отменить существующее законодательство, согласно которому, на пост мэра может претендовать только гражданин Израиля. Предвыборные заявления арабского кандидата в мэры Иерусалима также весьма характерны, и как нам представляется, достойны быть услышанными: «Нас — 180 000 человек, которые имеют право голосовать, нам не обязательно быть в стороне, мы можем решить, кто будет мэром… Люди, которые думают, что статус-кво в Иерусалиме может сохраняться прежним, поймут, что так не может продолжаться, и израильтяне, которые не видят, что происходит и не знают об этом, наконец, поймут, что мы не станем молчать… Наша идентичность как палестинцев очень важна, и мы не отказываемся от нее в этой гонке…»
Для того чтобы прояснить картину, нам придется напомнить несколько фактов новейшей истории, связанных с Иерусалимом. Сразу после победы в Шестидневной войне в 1967 году, Израиль предоставила арабским жителям освобождённого и объединённого Иерусалима право выбора между сохранением иорданского гражданства, которым обладало большинство арабских жителей города, и получением гражданства израильского. Те же, кто отказался принять израильское гражданство, получали статус постоянных жителей, означающий наличие всех социальных льгот, а также почти всех гражданских прав, за исключением права избираться и избирать на всеобщих выборах в Израиле. При этом, за лицами имеющими “статус постоянного жителя” сохранялось право участвовать в местных выборах. Следует отметить, что большинство арабов Иерусалима, как имеющих гражданство, так и не имеющих его, долгие годы бойкотировали муниципальные выборы. Именно этими обстоятельствами до сих пор во многом было обусловлено существующее положение в Иерусалиме, а также состав муниципального совета.
Этому способствовали также запреты мусульманских священнослужителей, объявивших участие арабов в израильских муниципальных выборах признанием права евреев на свое государство между морем и Иорданом, что категорически противоречит исламской идеологии.
Tрудно предсказать, насколько ситуация изменится после появления “Арабского списка”. Однако нет никакого сомнения в том, что независимо от того удастся ли Абу-Саре запалить бикфордов шнур “палестинского национального дела” в Иерусалиме на сей раз, — данная инициатива, вкупе с комментариями палестинского кандидата, — как будто резкой вспышкой высветила тикающую бомбу, лежащую под всем зданием объединенного еврейского Иерусалима И действительно, как справедливо заметил арабский кандидат, в Иерусалиме насчитывается без малого 180 тыс. палестинцев имеющих право голоса на муниципальных выборах. То есть, речь идёт о примерно третьей части населения города. И если этот электоральный потенциал будет когда-нибудь в полной мере использован тем или иным палестинским политиком, — особенно на фоне традиционного дробления еврейского электората на множество списков, — Иерусалим мягко говоря ждёт новая политическая реальность. Чтобы четче представить себе параметры этой реальности, перенесем ее на Кнессет, и представим себе, что треть его депутатов (не большинство, а всего лишь треть!) будут представлять “Арабский список”. В Кнессете это — 40 депутатов ( результат, о котором мечтает сегодня правящая партия Ликуд). Ясно, что даже если эта политическая сила не будет формировать правительство, ее парламентское влияние будет таково, что она сможет продавливать своих представителей в самые чувствительные комиссии Кнессета, такие как комиссия по обороне и безопасности а также по иностранным делам. Более того, арабский список в этой ситуации впервые может поставить вопрос о назначении своей креатуры, например, главой ШАБАКа, или Мосада (Не хочется даже продолжать подобную экстраполяцию). Тоже самое в полной мере относится и к иерусалимскому муниципалитету. С той только особенностью, что дорвавшись до власти на муниципальном уровне, арабы приложат все силы для максимально интенсивного разворовывания городского бюджета в пользу самих себя и своих семейных кланов (хамул). Как это происходит в практически всех муниципалитетах арабских городов и в администрации арабских деревень. И это справедливо как в отношении Иерусалима, так и в отношении Кнессета. Отсутствие же действий в этом направлении, будет лишь неотвратимо приближать минуту взрыва.
Ведь “статус-кво”, при котором должности, например, глав спецслужб, занимают представители еврейского большинства, — до сих пор не имеют под собой никаких правовых обоснований. И в случае изменения соотношения сил в правительстве и Кнессете, — может быть легко нарушен.
Еще раз подчеркнем: сохранение хрупкого и призрачного статус-кво, при котором подобной сценарий до сих пор не осуществился, — является скорее чудом, чем закономерностью.
И в том и в другом случае арабская “пятая колонна” лишь ждёт подходящего времени для того, чтобы начать действовать. Единственный способ обезвредить эту “тикающую бомбу” — это избавить Израиль и Иерусалим от арабского присутствия, осуществив например, программу подлинного размежевания евреев и арабов по линии реки Иордан.
Вот поэтому и надо как можно скорей восстановить израильский суверенитет над Храмовой горой. Но, чтобы это случилось, нужно писать об этом и о Храмовой горе как можно больше и чаще.