В 2006 году в Украине с большим успехом прошло празднование юбилея Натана Рахлина с участием и по инициативе Мемориального Фонда Рахлина в США. Главным их результатом явилось «возвращение» Рахлина на его родину после более чем полувекового забвения и молчания. Это беспрецедентный и поучительный международный проект. В ходе его подготовки Мемориальный Фонд контактировал или вел переговоры с пятью правительствами и их посольствами, местными властями и национальными еврейскими организациями Украины, ведущими симфоническими оркестрами, творческими и культурными организациями этих стран, пользуясь поддержкой ряда выдающихся музыкантов современности.
В результате многолетней деятельности Фонда в США и его обращения к президенту В. А. Украины Ющенко, а также действий аналогичного Фонда в Украине, президент подписал указ о праздновании 100-летнего юбилея Рахлина в Украине, а в Минкультуры была создана соответствующая комиссия и намечен план мероприятий. К сожалению, не успела пройти заявка Украины на празднование юбилея по линии ЮНЕСКО. С готовностью на предложения американского Фонда откликнулся главный дирижер и художественный руководитель Национального оркестра Украины маэстро Владимир Сиренко. Успех нашего тура — во многом и его заслуга. Хоть и с бюрократической медлительностью, Израиль тоже согласился поддержать международный проект в Украине. О России — ниже.
В одном нашей поездке не повезло — она совпала с последними днями избирательной кампании и выборами в Украине (концерт в Киеве был назначен задолго до объявления даты выборов), вокруг которых кипели страсти и было сосредоточено основное внимание. Возможно и поэтому предложения Фонда о проведении мемориального концерта в Киеве на высшем уровне остались нереализованными с обеих сторон. Все же и в Украине, правда, не без помощи поклонников искусства Рахлина во всем мире, осознали, что страна должна гордиться своим гениальным сыном, а не замалчивать память о нем. Авторитет Натана Рахлина среди профессиональных музыкантов всего мира абсолютен и неоспорим, его называют Моцартом дирижерского искусства.
В делегацию Фонда входили маэстро Аркадий Лейтуш, дирижировавший концертами, музыковед, профессор Георгий Кантор, близкий друг Рахлина, ныне израильтянин; известный скрипач-солист Олег Крыса и автор этих строк — представитель руководства Фонда. Тур включил три «рахлинских» места Украины: Киев, Ялту и Одессу. В каждом из них состоялись раздельно мемориальный симфонический концерт и встречи-воспоминания, посвященные Н. Рахлину. Перед каждым концертом звучало вступительное слово Г. Кантора и приветствие слушателям от имени Фонда. В Ялте слушателей приветствовали заместитель министра культуры и ответственные работники мэрии города, в Одессе — представитель мэра, который от его имени преподнес корзину цветов. На каждом из событий экспонировалась привезенная из Америки и специально оформленная фотовыставка о жизни и творчестве Рахлина. В ней рассказывалось о связи Рахлина с каждым из мест проведения тура (чем и обосновывался выбор нашего маршрута). Некоторые зрители находили на уникальных снимках своих родителей, коллег, учителей. Не менее впечатляющей была выставка афиш концертов Рахлина, привезенная из Израиля Г. Кантором.
Эти мероприятия получили освещение в печати и на телевидении Украины, их посетили около трех тысяч человек.
Разнообразный в каждом городе репертуар концертов, музыкальное исполнение были на очень высоком уровне, что отмечалось музыкантами оркестра. Так, в киевском концерте с Национальным симфоническим оркестром Украины из пяти исполнявшихся произведений четыре прозвучали в Украине впервые, включая две мировые премьеры. Большая заслуга в этом принадлежала маэстро Лейтушу, продемонстрировавшему высокий профессионализм, вдохновение и способность выдерживать сверхнагрузки тура. После концерта в Киеве одна из оркестранток призналась мне: «Он достал нас». В результате А. Лейтуш стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Украины, с чем его и поздравляем.
Уникальные лекции-воспоминания, проводившиеся Г. Кантором, позволили многим людям узнать новое, лучше оценить искусство Натана Рахлина. Каждый присутствовавший мог поделиться своими воспоминаниями о великом Маэстро, рассказать о роли, которую он сыграл в его жизни. Эти встречи свидетельствовали о том, что старшее поколение любителей музыки Украины помнит и любит Рахлина так же, как и иммигранты в Америке и других странах мира. Обстановка на концертах и встречах царила празднично-торжественная, все присутствовавшие испытывали удовлетворение и понимали значение происходящего. В Киеве встреча прошла в Доме учителя на улице Владимирской, в Ялте — в Ливадийском дворце-музее, в Одессе — в лекционном зале Одесской филармонии. Устами Г. Кантора на этих лекциях прозвучала наконец справедливая оценка искусства Рахлина — «лучший дирижер бывшего Советского Союза и один из самых выдающихся ХХ века». Впрочем, еще современник Рахлина, дирижер и педагог профессор Л. М. Гинзбург, образно говорил: «Если сложить всех нас, советских дирижеров, то не будет и половины Рахлина». Почему-то эту фразу, приведенную в воспоминаниях дирижера В. Тольбы, из публикации центрального украинского музыкального журнала к юбилею Рахлина исключили. На киевской встрече Олег Крыса исполнил «Чакону» И. С. Баха, приехав на вечер прямо из аэропорта. Звучала сольная музыка в честь памятной даты и на встрече в Ялте. На лекциях демонстрировался привезенный Г. Кантором «очень теплый и удачный», как оценила его Леонора Рахлина, документальный фильм о Маэстро — «Аура Любви», созданный на казанской студии фильмов. В Одессе аппаратуру для просмотра фильма предоставил Израильский культурный центр. Устроили это, по нашей просьбе, сами одесситы, при содействии ВААДА Украины. В Киеве делегация Фонда возложила цветы на могилу Н. Рахлина и к ставшей знаменитой мемориальной доске на доме № 25 по улице И. Франко, где он жил и из-за которой в 1998 году его дочь объявила публичную голодовку и чуть не оказалась выселенной на улицу. Не могу не вспомнить с гордостью, что спасла ее от этой участи помощь американцев — иммигрантов из бывшего СССР, организованная нашим Фондом.
В Крыму участники делегации воспользовались любезным приглашением семьи Рахлина и жили на территории дома-музея в Мисхоре — того самого, который тремя годами ранее при непосредственном вмешательстве Фонда был фактически спасен от уничтожения. Два стенда из выставки Фонда, включая самый ценный, мы подарили музею. Речь идет о найденной, собранной в одной раме и подаренной в свое время Фонду автором — художником Самуилом Капланом, участником Фонда со дня его основания — коллекции из девяти набросков Рахлина, выполненных им еще в 50-е годы прошлого века. Кроме того, из Нью-Йорка была привезена только что законченная С. Капланом картина, выполненная по материалам наброска, сделанного с натуры в квартире Рахлина (уже несуществующей). Эта работа также была подарена музею художником совместно с Американским и Украинским Фондами. Кстати, в Центральной публичной библиотеке Нью-Йорка, что на 5-й авеню, собраны материалы о Натане Рахлине при непосредственном спонсорстве Фонда.
Исключительным и, я бы сказал, кульминационным событием тура стала научно-практическая конференция в Национальной музыкальной академии Украины (бывшей Киевской консерватории — той самой, где он преподавал и где до сих пор нет упоминания его имени), посвященная 100-летию со дня рождения Маэстро и приуроченная к юбилейным мероприятиям нашего тура. На ней собрались не только ведущие профессора, музыковеды и дирижеры Киева, но приехали дирижеры и специалисты из других городов Украины.
Дочь музыканта Леонора Рахлина (светлая ей память), сидевшая в президиуме, заявила полной аудитории: «Господа, на наших глазах происходит революция!» Ах, Елена Натановна! Как радовались и восхищались мы «оранжевой» революцией!..
А пока что, заключительные рахлинские юбилейные торжества в Киеве, планировавшиеся в национальном оперном театре, не состоялись.
В сентябре в Ялте прошел фестиваль концертов памяти Рахлина с участием А. Лейтуша, а в ноябре маэстро Владимир Сиренко в Нью-Йорке участвовал в ежегодном симфоническом концерте памяти жертв Холокоста.
Прощался с Леонорой Натановной второпях, в перерыве работы конференции: мне — бежать на поезд в Крым, ей — на вторую половину конференции. Прощались, как оказалось, навсегда — ее сердце остановилось через месяц, ей было нелегко даже прийти на лекцию и концерт в честь ее знаменитого отца. В беседе наедине со мной она призналась, что хотела дожить до этого времени — возвращения Рахлина на его родину. Ушел близкий друг, с которым прошли трудными, тернистыми и интересными дорогами, поддерживая друг друга, более 25 лет… Говорят, природа отдыхает на детях гениев. С дочерью Рахлина получилось иначе. Унаследовав от отца глубокий ум, душевные качества и феноменальную память, она сказала свое слово в совершенно иной области: истории Киева и Украины, в краеведении и искусствоведении. Те, кто слышал ее хоть раз (а таких десятки тысяч!), знают, о чем я говорю. В тягомотные годы застоя она помогла сохраниться в своем легендарном клубе «Летопись» душам многих людей, включая автора этих строк. Ушел большой, значительный человек, светлая ей память!
Все ли уж так было гладко в этой поездке? Не совсем. Авиакомпания «Люфтганза» умудрилась оборвать ручки и порвать новое портфолио, в котором «ехала» выставка Фонда. Пришлось ее латать и кое-как перетаскивать на ремнях. Нашлись в Киеве и люди, которые не слишком были довольны происходящим: что это, мол, американцы у нас заправляют? Думаю, не случайно участие Фонда в организации концертов на афише было отражено лишь в Одессе. Не случайно, по-видимому, остался неподписанным бывшим министром и приказ минкультуры Украины, касавшийся проведения концертов тура. Это не сорвало его, хоть в чем-то и изменило намечавшиеся планы.
Однако при мелких неурядицах Киев в этом деле выглядит на голову выше самонадеянной Москвы. С Украиной осуществлен проект равноправного взаимного американо-украинского культурного сотрудничества на подлинно народном уровне, в то время как Россией такой проект отвергнут.
Мемориальный Фонд хотел совершить тур по обеим странам — Украине и России — ведь Натан Рахлин внес одинаково выдающийся вклад в их музыкальную культуру. Вначале Фонд обратился с предложением к Санкт-Петербургскому Академическому оркестру, с которым в свое время много работал Рахлин. И, представьте, получил согласие, были согласованы дата и программа концерта. Однако через некоторое время российская сторона отменила соглашение. Предложение Фонда Московскому Академическому госоркестру и Минкультуры России, сделанное на совершенно одинаковых с Украиной условиях, также принято не было. В России много хороших людей, которые пытались сдвинуть дело с места, но, к сожалению, не они там сейчас решают… В обоих этих случаях Фонду сообщили, что концерты памяти Рахлина будут проведены, но без нашего участия. Позже в Казани прошел трехдневный фестиваль памяти Рахлина. Не уверен, чего больше было в этой позиции — великорусского чванства (мол, свое культурное наследие отметим и сами, без иностранцев) или боязни позитивного вклада американской организации и равноправного сотрудничества — ведь это противоречило бы насаждаемому в России антиамериканизму. Нельзя не отметить, что сейчас российско-американский культурный обмен практически представляет собой улицу с односторонним движением. Не говоря уже о мутном потоке бездарной и пошлой российской попсы, захлестнувшей наш эфир, и о нескрываемой психологической обработке иммигрантов во всех видах русскоязычных СМИ, в Америку один за другим едут талантливые музыканты и артисты, вот только встречного движения не видно. Впечатление такое, что Россия злоупотребляет американским гостеприимством и демократией.
Когда почти восемь лет назад мы начинали работу Мемориального Фонда, нашей главной задачей было спасение семьи Натана Рахлина. Никто и предсказать не мог размера достигнутых теперь результатов.
В заключение хочу заметить: в последнее время много ведется у нас разговоров о так называемой «пятой колонне» лоббистов-соотечественников — евреев, не считая русской диаспоры из бывшего Союза. Не уверен насчет терминологии, но вот говорить о приплаченных агентах влияния, зависимых или купленных СМИ и о молчаливых пособниках из некоторых местных организаций смысл имеет.
Практически, спецслужбы и те, кто, вольно или невольно, им подыгрывает или на них работает, пока вполне успешно решают задачу нейтрализации и дезориентации еврейской иммигрантской общины Америки в условиях проводимой Россией антиамериканской и антиизраильской политики, способствуя молчанию людей, «когда надо бы кричать». Когда же придет к нам понимание этого и прорежется свой голос?
Фото Андрея Шарафутдинова