Трудно поверить, что на маленьком, до предела милитаризированном клочке земли, на окраине Западной Европы, тоже есть еврейская община. Куда только судьба не забрасывает евреев!
Гибралтару — военно-морской базе Великобритании и городу с населением чуть более 30 тысяч человек — почти 300 лет. Необычное в Гибралтаре начинается уже на въезде, который идет по узкому перешейку, соединяющему город с Испанией. Поперек ниточки перешейка с автомобильной дорогой идет взлетно-посадочная полоса аэродрома, оба конца которой уходят в Средиземное море. Когда идут полеты, на шоссе зажигаются красным светом светофоры и опускаются шлагбаумы. После взлета или посадки самолетов шлагбаумы поднимаются, вспыхивает зеленый свет, и потоки автомобилей устремляется в обе стороны дороги. Во время Второй мировой войны аэродром размещался на скале со стороны пролива, где был укрыт от обстрелов прямой наводкой с испанской территории, но он мал для нынешних больших самолетов. Поэтому построена новая взлетно-посадочная полоса, хотя она и пересекает единственный въезд на английскую территорию.
Испания продолжает требовать от Англии возвращения Гибралтара. Но проведенное несколько лет назад голосование показало, что на этом клочке земли желающих воссоединиться с Испанией, практически нет.
Основная часть жизни в Гибралтаре проходит на уровне моря к западу от гигантской скалы высотой 425 метров. С восточной стороны скалы-полуострова есть лишь узкая полоска берега. Но есть много интересного и наверху. В хорошую погоду сверху можно разглядеть берег Марокко. Туристов привлекают роскошный вид на Гибралтарский пролив, большая сталактитовая пещера и обезьяны. Оказывается, здесь единственное место в Европе, где обезьяны живут на воле. Другое дело, что обезьяны сюда завезены лишь во второй половине XIX века. Но они хорошо прижились. Природной пищи для обезьян тут мало, и городские власти заботятся, чтобы обезьян подкармливали. Но с развитием туризма после Второй мировой войны вопрос питания облегчился тем, что туристы везут бананы и бутерброды специально для обезьяньего племени английской военно-морской базы. С людьми мартышки запанибрата — попрошайничают и при возможности залезают в карманы и сумки за съестным и блестящими предметами.
А теперь о наших родимых
Евреи жили в Гибралтаре еще в XIV веке, но в 1492 г. они были высланы отсюда, как и со всей территории Испании. Гибралтар перешел к Англии по Утрехтскому договору о мире 1713 года, согласно которому евреям запрещалось там жить. Однако уже в 1729 г. по договору между Англией и султаном Марокко его еврейским подданным было разрешено посещать английскую колонию в торговых целях. Вскоре вокруг скалы сложилась постоянная еврейская община выходцев из Северной Африки и Италии, а в 1749 г. евреи получили право на постоянное проживание в этом месте. Позднее в Гибралтаре обосновались и мараны, которые образовали свою общину и построили в 1760 г. синагогу.
В середине XIX в. в Гибралтаре насчитывалось около двух тысяч евреев. В их руках сосредоточилась почти вся торговля. Евреи способствовали торговым связям с Англией и Марокко. В конце XIX в. — начале XX века здесь поселились евреи — выходцы из Румынии и России. В это время в городе имелось шесть еврейских благотворительных обществ, несколько школ, четыре синагоги. В 1902 г. в Гибралтаре проживали 9400 евреев, семь тысяч из них были потомками выходцев из Испании, а остальные эмигрантами из Восточной Европы, большинство — из Румынии. Небольшое число евреев приехали из России. В 1902 г. вокруг скалы проживали 76 семей русских евреев. Евреи были активно представлены в органах городского самоуправления. Так, в 1902 г. из девяти членов муниципалитета были шесть евреев.
Путешествие продолжается