Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана. В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана.
В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев.
Грех золотого тельца можно рассматривать с двух точек зрения. Примем во внимание, что эпизод с золотым тельцом не означает, что весь еврейский народ спустя совсем немного времени после получения Торы занялся идолопоклонством. Евреи нарушили требования Торы, но прямым идолопоклонством это не было. И то, что в наказание за грех погибли три тысячи человек — полпроцента от числа взрослых мужчин, вышедших из Египта, указывает, что проявление идолопоклонства (там, где оно все-таки было) не было массовым.
Рав Иегуда а-Леви видит причину нарушения в том, что евреи привыкли к духовному служению через ощутимое, через видимое. Они выросли и сформировались в Египте среди идолов и изваяний, и эти впечатления сохранились в них. Но Тора запрещает такой путь служения, требуя: «Не делай себе кумира (идола) и никакого изображения…» (Шмот, 20:4).
Рамбан причиной греха называет растерянность евреев в незнакомой и непонятной ситуации. Они привыкли к тому, что у них есть вождь, который ведет их по пути, предписанному Всевышним, — Моше. Моше не вернулся к сроку, к которому они его (ошибочно) ждали. Значит его нет в живых. Кто же их поведет? И они создали тельца, чтобы он их вел.
Во всяком движении есть центральная линия и крайние полосы, это справедливо и для того времени, и для наших дней. В описываемой истории люди, стоявшие на крайних позициях, сочли тельца идолом.
Тора говорит, что выполнение заповеди о красной корове является исправлением греха золотого тельца.
Каким образом происходит исправление? Об этом сказано немало. Зададим только один вопрос: в чем корень греха золотого тельца? Почему так получилось? Потому что евреи не понимали, что происходит, и растерялись. Корень их непродуманных действий — в растерянности.
Заповедь о красной корове относится к категории законов Торы, называемых хуким. Она совершенно непонятна. Более того, с точки зрения здравого смысла она содержит явные противоречия. И ее выполнение помогает евреям исправить нарушение, вызванное именно растерянностью в непонятной ситуации. Что это значит?
Это значит, что в ситуации, в которой мы не можем сориентироваться, не можем рассудить, как же действовать, когда у нас переплелись все «за» и «против», мы должны подумать, как надо поступить по Торе. И так делать.
Сайт www.toldot.ru